3 обучение детей с овз осуществляется в соответствии с рабочей программы учителя
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 27 августа 2021 г. № АБ-1362/07 “Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году”
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования (часть 6 статьи 11 Закона об образовании).
Образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (статьи 12 и 28 Закона об образовании).
В соответствии с указанными требованиями срок получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам основного общего образования (АООП ООО), может быть увеличен на один год и составлять не более шести лет.
Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.
При реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:
— для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
— для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей;
— для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;
— для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей.
Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, осуществляется при наличии возможностей и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Изучение второго иностранного языка осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий;
В адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.
Образовательная организация вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, на котором необходимо разъяснить особенности реализации АООП ООО обучающихся разных нозологических групп с ОВЗ в соответствии с ФГОС ООО.
Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможен на любом году обучения, как для обучающихся, впервые поступающих на обучение на уровне основного общего образования в 2021/2022 учебном году, так и для обучающихся, зачисленных на обучение ранее.
Прошу довести информацию до сведения государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов в сфере образования, в ведении которых находятся муниципальные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы.
1 До утверждения примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования при разработке адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ, в том числе программы коррекционной работы, целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по заказу Минпросвещения России в целях пролонгации работы, начатой при организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования, и размещенные на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.
2 До утверждения примерных программ воспитания обучающихся с ОВЗ при разработке программ воспитания обучающихся с ОВЗ целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по заказу Минпросвещения России и размещенные на сайте http://mpgu.su/nauchno-metodicheskie-osnovy-sistemy-vospitanija-detej-s-ovz/.
Обзор документа
Минпросвещения разъяснило, как в школах организовать обучение детей с ОВЗ в 2021/22 учебном году. Указано, какие изменения могут быть внесены в учебный план.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают АООП ООО с учетом требований ФГОС ООО.
Школа вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания.
Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия возможен на любом году обучения.
Положение об адаптированной общеобразовательной и адаптированной рабочей программах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа»
Симферопольского района Республики Крым
тел: 3(652) 32-48-40, е-mail: shirokoe11@mail.ru, ИНН 9109009625, ОГРН 1159102022749
Педагогического совета школы
МБОУ «Широковская школа»
Локальный акт №______
ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ «ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Ленина, д.11, с.Широкое, Симферопольский район, РК, 297510
тел: 3(652) 32-48-40, е-mail: shirokoe11@mail.ru, ИНН 9109009625, ОГРН 1159102022749
об адаптированной общеобразовательной и адаптированной рабочей программах для детей
с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Широковская школа»
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ОВЗ.
Цели реализации адаптированной общеобразовательной программы:
1.Коррекционная (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений, нарушений, дефектов)
3.Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)
формирование учебных умений и навыков;
овладение знаниями основ наук;
активизация интереса к художественному и техническому творчеству;
приобщение к культурным ценностям человечества;
индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально типологические особенности.
Перспективный учебный план обучения составляется с учетом оптимального уровня общей нагрузки обучающихсяс ОВЗ.
1.3.Адаптированная рабочая программа (АРП) – это образовательная программа по определённому учебному предмету (курсу), адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей,задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.5. Функции адаптированной рабочей программы:
нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);
процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся).
2. Технология разработки адаптированной обще образовательной программы
2.1.АОП разрабатывается самостоятельно ОУ с учетом государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ.
2.2. Адаптацияобщеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных возможностей обучающихся,индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
-анализ и подбор содержания;
-изменение структуры и временных рамок изучения отдельных разделов;
-использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.
2.3.АОП для конкретного учащегося с ОВЗ составляется учителями-предметниками в сотрудничестве соспециалистамипсихолого-медико-педагогическогоконсилиума ОУна учебный год или уровень обучения.
2.4. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом.
3. Оформление и структура адаптированной программы
3.2.Структура АОП по ФК ГОС включает в себя следующие элементы:
Титульный лист (Приложение 1):
Полное наименование образовательной организации.
Гриф согласования программы на заседании педагогического совета (с указанием даты проведения и номера протокола заседания), с заместителем директора ОУ (с указанием даты).
Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты).
Для какого класса написана АОП.
Срок реализации программы.
Количество часов по учебному плану.
Фамилия, имя, отчество, должность педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный предмет, курс.
Название населённого пункта.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
1.3. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ.
1.4.Системы оценки достижения планируемых результатов (с учетом возможностей обучающегося).
II. Содержательный раздел
2.1.Программы отдельных учебных предметов (с включением общих требований, н орм оценки знаний учащегося по предметам).
2.2. Программа коррекционной работы.
III. Организационный раздел
3.2.Условия реализации АОП.
3.3. Адаптированная программа ФГОС НОО должна содержать следующие разделы:
Титульный лист (Приложение 1):
Полное наименование образовательной организации.
Гриф согласования программы на заседании педагогического совета (с указанием даты проведения и номера протокола заседания), с заместителем директора ОУ (с указанием даты).
Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты).
Для какого класса написана АОП.
Срок реализации программы.
Количество часов по учебному плану.
Фамилия, имя, отчество, должность педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный предмет, курс.
Название населённого пункта.
2) Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.
3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО
1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.
2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).
3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО
1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.
2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.
3) Требования к использованию знаний и умений на практике.
4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.
5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.
6) Формы проведения аттестации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов
2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.3. Программа духовно-нравственного развития
1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.
2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).
3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2.5.Программа коррекционной работы
1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ОУ и освоение ими АОП НОО.
2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).
4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в ОУ.
5) Планируемые результаты коррекционной работы.
2.6. Программа внеурочной деятельности
1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.
2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.
3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.
4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1) Базисный учебный план.
2) Рабочий учебный план ОУ.
3.2. Система условий реализации АОП НОО
1) Описание условий и ресурсов ОУ.
2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО ОУ, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.
3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.
4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.
5) Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
Для учащихся начальных классов с ОВЗ, обучающихся по общеобразовательной программе и интегрированных в классные коллективы, структура адаптированной программы имеет следующие элементы:
Титульный лист (название программы);
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
1.3. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ.
1.4. Системы оценки достижения планируемых результатов (соответствует ФГОС НОО с учетом возможностей обучающегося).
II. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов (с включением общих требований, норм оценки знаний учащегося по предметам).
2.3. Программа коррекционной работы.
III. Организационный раздел
3.1.Условия реализации АОП.
3.4.Структура адаптированных рабочих программ учебных предметов (курсов) должны содержать:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела (модуля, главы, темы).
Также перед разделом «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» необходимо указать образовательный стандарт, примерную основную образовательную или авторскую программу учебного предмета, на основе которой была разработана адаптированная рабочая программа, учебно-методического комплекс (учебник), включая электронные ресурсы, используемые для реализации рабочей программы.
3.5.Обязательными приложениями к адаптированной рабочей программе являются: календарно-тематический план, представленный в виде таблицы, лист коррекции, темы для самостоятельного изучения.
3.6.Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Требования к структурным элементам адаптированной рабочей программы
Содержание элементов адаптированной рабочей программы
Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией);
Название учебного предмета, дисциплины (модуля), курса, для изучения которого написана программа;
Указание класса или уровня общего образования;
Ф.И.О. учителя, категория;
Грифы согласования на заседании педагогического совета, с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждения директором школы;
Название населенного пункта;
Год составления рабочей программы.
Указание образовательного стандарта;
Указание примерной основной образовательной или авторской программы учебного предмета дисциплины (модуля), курса, на основе которых разработана адаптированная рабочая программа;
Указание учебно-методического комплекса (учебника), включая электронные ресурсы, используемые для реализации рабочей программы;
Указание уровня изучения предмета.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В соответствии с требованиями, установленными ФКГОС, основной образовательной программой Школы:
предметные результаты и общеучебные умения, навыки и способы деятельности освоения учебного предмета, курса;
планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (уровня).
В соответствии с требованиями, установленными ФГОС и примерной (авторской) программой:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням;
требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
перечень и название разделов (модулей, глав, тем) курса;
необходимое количество часов для изучения раздела (модуля, главы, темы);
содержание учебных разделов (модулей, глав, тем).
(модулей, глав и тем)
(в соответствии со спецификой предмета, курса)
(в соответствии со спецификой предмета, курса)
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
Структура адаптированной образовательной программы
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.
Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.
Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.
Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.
Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».
Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.
Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.
Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:
● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
● совершенствование познавательной деятельности;
● формирование интеллектуальных навыков и умений;
● нормализация учебной деятельности;
● развитие устной и письменной речи;
● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
● формирование учебной мотивации;
● выработка навыка контроля и самооценки.
II. Специфические особенности слабослышащих детей
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.
Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.
Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.
Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.
Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.
Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.
Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.
III. Разработка коррекционно-развивающей программы
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.
Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.
IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.
Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс
Больше интересных материалов:
Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей
Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:
● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;
● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;
● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;
● обучение проговариванию всего процесса работы;
● развитие моторики рук;
● развитие компенсирующего тактильного восприятия.
Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.
Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.
Программа коррекционной работы психолога
Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.
Задачи психологической коррекции:
● адаптировать ребенка в школьную среду;
● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;
● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;
● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.
Алгоритм работы над программой:
● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;
● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;
● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;
● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;
● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.
Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.