Список литературы для чтения на лето. 4 класс
После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы – список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.
Список литературы на лето при переходе в 4 класс
В первую очередь рекомендуется прочитать произведения, выделенные жирным шрифтом. Самым объемным произведением списка является «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.
Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)
В разных УМК список рекомендованных книг на лето несколько отличается.
Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)
Отечественная литература
1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
2. А.П. Чехов. Каштанка
3. А.М. Горький. В людях
4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
5. В. Катаев. Сын полка
6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
7. Ю. Олеша. Три толстяка
8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
9. К. Булычев. Приключения Алисы
10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок
11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг
12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище
Зарубежная литература
1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес
3. М.Твен. Приключения Тома Сойера
4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера
6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена
7. А.С.Экзюпери. Маленький принц
8. В.Гюго. Гаврош. Козетта
9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста
Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)
1. Куприн А.И. «Белый пудель»
2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»
3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории
4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»
5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»
6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»
8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»
9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»
10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»
11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»
12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»
13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»
14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари
16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.
17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести
18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть
19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки
Список литературы на лето с 3 в 4 класс
Поздравляем с началом летних каникул! Уррра.
На каникулах главное – это, конечно же, отдыхать, набираться сил и здоровья, а для этого бегать, прыгать, загорать, купаться и играть!
А еще взрослеть и умнеть, поэтому надо чуть-чуть и почитать хорошие книги.
Предлагаем список для чтения летом для детей, окончивших 3 класс. Списки для разных программ, так как они отличаются.
Поздравляем с началом летних каникул! Уррра.
На каникулах главное – это, конечно же, отдыхать, набираться сил и здоровья, а для этого бегать, прыгать, загорать, купаться и играть!
А еще взрослеть и умнеть, поэтому надо чуть-чуть и почитать хорошие книги.
Предлагаем список для чтения летом для детей, окончивших 3 класс. Списки для разных программ, так как они отличаются. Можете следовать рекомендованному списку, а можете выбрать из каждого наиболее интересные книги для вашего чада.
Список литературы на лето 3 класс. Школа России
Список литературы на лето для 3 класса. Перспектива
Список литературы на лето. Программа 2100
Список литературы после 3 класса. Гармония
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе УМК «Перспектива»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
________ Борисова Т.В.
от «___» августа 2015г.
_________ Маслова Г.М.
_________ Калеева Е.И.
от «___» августа 2015г.
по литературному чтению 4 класса,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сюкеевская средняя общеобразовательная школа» Сюкеевского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
учителя начальных классов первой квалификационной категории Борисовой Татьяны Владимировны
Рассмотрено на заседании
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сюкеевская СОШ»
Программы УМК «Перспектива» М.: «Просвещение» 2011г.;
Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Учебника «Литературное чтение» (1, 2 части), 9 – е издание, М.: Просвещение, 2014 год. Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева;
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.4 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2014
Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2014
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения 4 класс. М.: Просвещение,2014
Технологические карты Литературное чтение (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva )
Программа направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
— учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
— развивать поэтический слух,
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
— обогащать чувственный опыт ребёнка,
— формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
— обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Общая характеристика курса:
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает обучающихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Количество часов в неделю по данной программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану на 2015-2016 учебный год 2
Количество часов в год 68
Планируемые результаты изучения предмета
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Круг детского чтения.
1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре. «Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания. Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Обучающиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80 слов в минуту(1 полугодие) и 90 слов ( во 2 полугодие) без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам (90-100 слов)
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
-умения выразительно читать и пересказывать текст,
-учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
Выразительное чтение текста;
Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
Выразительное чтение наизусть;
Составление простого плана;
Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного. В 4 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 80 слов в минуту, во II полугодии не менее 90 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Список книг на лето для начальной школы
Лето — время долгожданных каникул для любого школьника. Однако не стоит забрасывать книги на дальнюю полку до сентября. Чтение станет прекрасным выбором для создания уютного домашнего вечера или полезного времяпровождения в ненастную погоду. Чтобы время за книгой прошло не только увлекательно, но и стало наполнено практической пользой, не лишним будет обратиться к материалам, выданным в школе, — списку литературы на лето.
В образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы обучения преподаватели рекомендуют различную литературу к чтению на летние каникулы.
Мы предлагаем списки книг на лето для первого, второго, третьего и четвертого классов (при переходе во второй, третий, четвертый и пятый класс соответственно) по программам «Планета знаний», «Начальная школа XXI века», универсальным спискам и перечню литературы по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).
Список книг может незначительно отличаться от той литературы, которую рекомендуют в школе после окончания каждого класса. Но, безусловно, любое произведение из списка станет не только полезным занятием, но и интересным путешествием в волшебный мир литературы.
Список книг на лето, 1 класс (переходим во 2 класс)
Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)
Список литературы на лето, 3 класс (переходим в 4 класс)
Программа «Школа XXI века»
Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):
Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №2
Ведение читательского дневника летом
№ | Автор и название произведения | Главные герои | Краткий сюжет | Цитаты (важные, понравившиеся) |
---|---|---|---|---|
Таким образом по прочтению книги следует внести основные сведения в таблицу, чтобы упорядочить полученную информацию. Тогда к началу учебного года книги не «перемешаются» в голове, а персонажи и важные события каждого отдельного произведения будут зафиксированы учеником самостоятельно.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Перспектива»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пояснительная записка
Сведения о программе
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе:
– Федерального государственного стандарта начального общего образования;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Планируемых результатов начального общего образования;
– Положения о рабочей программе школы;
– авторской программы Л.Ф. Климановой (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».1–4классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. – М.:Просвещение, 2019)
Общая характеристика предмета
Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Специфика курса заключается в том, что в центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.
Художественная литература знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Юный читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных произведений происходит преображение личности учащегося, развитие его души, ума и сердца, формируется нравственно- эстетическое отношение к людям и окружающему миру.
Учебник 4 класса продолжает курс литературного чтения 1, 2, 3 классов.
Младшие школьники учатся определять этическую и эстетическую ценность произведений, творчески преобразовывать их, создавать свои собственные тексты.
Логика изучения литературного чтения в 4 классе построена следующим образом: история книги с древнейших времён до наших дней произведения устного народного творчества как основа художественной литературы (истоки литературного творчества) историческая литература; произведения для детей и о детях литературные сказки.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Основные цели курса:
· развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
· приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
· обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
· введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Основные задачи курса:
· изучение литературно-художественных произведений
· освоение речевых навыков и умений.
· формированием коммуникативно-речевого навыка чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение» по итогам обучения в 4 классе
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения, к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; осознание роли книги в мировой культуре, умение рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие, гнев, самообладание, поступок, подвиг), отражённых в художественных произведениях;
• умение отвечать на вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?»;
• осознание понятия «Родина», чувства сопричастности и гордости за неё; осознание ответственности за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
• способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу одноклассника.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии, выражающейся в поступках школьника.
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут умения:
• учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут умения:
• использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленным заданием;
• находить разные виды информации посредством разных объектов: книги, предложения, текста, иллюстрации, схемы, таблицы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• пользоваться справочной и энциклопедической литературой;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (это произведения устного народного творчества, так как. ; это литературные сказки, так как. ; это сказки о животных, так как. и т. д.).
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут умения:
• участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей;
• самостоятельно готовить проекты;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения учитывать позиции других людей и координировать их со своей собственной позицией;
• умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
• умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• умения адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут следующие умения:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение опыта чтения, поиск аргументов);
• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль произведения;
• составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами;
• сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения литературы и живописи; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения воспринимать литературу как вид искусства;
• умения осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут следующие умения:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
• самостоятельно составлять краткую аннотацию;
• самостоятельно писать отзыв на выбранную книгу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться Интернетом для поиска необходимой литературы.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут следующие умения:
• давать определения понятиям притча, былина, миф, литературная сказка;
• различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговорки по темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения;
• сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две-три особенности прочитанного или прослушанного текста;
• создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные средствами практической деятельности;
• умения различать позиции автора, лирического героя, героя произведения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут следующие умения:
• выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения;
• создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного опыта.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
• умения самостоятельно инсценировать прочитанные произведения;
• умения писать и воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 4 КЛАССЕ
Раздел: «Книга в мировой культуре»
Круг детского чтения. Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор М. Горький. О книгах. Удивительная находка.
Литературоведческая пропедевтика : книга, писатель, читатель, общение.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Осознавать ценность книги. Знать историю книги. Рассказывать о книге в соответствии с выбранной темой. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Пересказывать подробно, кратко. Составлять план для подробного, краткого пересказа. Составлять устное сообщение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки. Понимать, что такое справочная литература. Заполнять каталожную карточку на книгу. Находить самостоятельно книгу в библиотеке. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Истоки литературного творчества»
Круг детского чтения. Пословицы разных народов. Загадки. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Ильины три поездочки. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Славянский миф. Библия — главная священная книга христиан. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Из книги Притчей Соломоновых. Из Ветхого Завета.
Самостоятельное чтение. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Семейное чтение. Притчи. Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Наш театр. Постановка спектакля (по выбору).
Литературоведческая пропедевтика: устное народное творчество, былины, мифы, притчи.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Знать, что такое былина, притча, миф. Осознавать, что послужило созданию былин, мифов, притч. Определять смысл произведений. Размышлять над теми проблемами, вопросами, которые представлены в художественных произведениях. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Делить текст на части, составлять план. Пересказывать подробно, кратко, выборочно. Составлять устное сообщение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «о Родине, о подвигах, о славе»
Круг детского чтения. А.С. Пушкин. Как часть в горестной судьбе… В. Песков. Отечество. Пословицы о Родине. И. Ильин. О России. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей. С. Романовский. Русь. Н. Кончаловская. Слово о побоище Ледовом. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Бородинская битва. Слово о побоище ледовом. Р. Рождественский. Реквием. A. Приставкин. Портрет отца. Е. Благинина. В. Лактионов. Письмо с фронта. Папе на фронт. А. Дементьев. Весть о победе… Семяновский. Фронтовое детство. А. Дементьев. Баллада о матери.
Самостоятельное чтение. Ю. Энтин. Прекрасное далеко. В. Орлов. Разноцветная планета.
Проект: Нам не нужна война.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Размышлять над основными понятиями раздела: подвиг, герой, память, Родина. Создавать устные сообщения на тему, приводить аргументацию своей точки зрения на основе материалов различных текстов. Получать информацию на основе фотографии, иллюстрации, репродукции картины, текста. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Делить текст на части, составлять план. Пересказывать подробно, кратко, выборочно. Составлять устное сообщение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки.
Рассказывать о книге с выставки. Участвовать в работе по проекту, определять совместно с товарищами по классу тему, отбирать материал в соответствии с темой, преобразовываь его, представлять. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Жить по совести, любя друг друга»
Круг детского чтения. А. Толстой. Детство Никиты. И. Суриков.
Детство. А. Гайдар. Тимур и его команда. М. Зощенко. Самое главное. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Ю. Нагибин. Заброшенная дорога.
Самостоятельное чтение. И. Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи. Семейное чтение. Б. Емельянов. Мамины руки. Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Размышлять над такими ценностными понятиями, как ответственность, совесть, взаимопонимание, дружелюбие. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Определять тему и главную мысль. Делить текст на части, составлять план. Пересказывать подробно, кратко, выборочно. Составлять устное сообщение на тему. Создавать письменное сочинение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Литературная сказка»
Самостоятельное чтение : И. Токмакова. Сказочка о счастье. Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.
Литературоведческая пропедевтика : отзыв о книге, переводная литература.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Определять и называть основные особенности русской сказки, зарубежной сказки. Определять самостоятельно смысл сказки. Сравнивать сказки сюжеты русских и зарубежных сказок. Определять героев сказок, характеризовать героев сказок. Составлять рассказ о герое на основе выборочного чтения. Делить текст на части, составлять план. Пересказывать подробно, кратко, выборочно. Составлять устное сообщение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Великие русские писатели»
Круг детского чтения. К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин. Осень. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами. Ф. Тютчев. Ещё земли печален вид. И. Козлов. Вечерний звон. Томас Мур. Вечерние колокола. М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Maman. Л. Н. Толстой. Ивины. И. Никитин. Вечер ясен и тих. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. И. Бунин. Ещё и холоден и сыр. Н. Некрасов. Мороз, Красный нос
Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии
Литературоведческая пропедевтика: средства художественной выразительности, олицетворение, метафора, эпитет.
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Понимать, что такое классическая литература, называть русских классиков: поэтов и писателей. Знать, какие произведения они написали. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать, что такое средства художественной выразительности. Определять, что такое метафора, олицетворение, сравнение. Приводить примеры из текста их использования. Отвечать на вопросы учителя на основе текста. Делить текст на части, составлять план. Пересказывать подробно, кратко. Составлять устное сообщение на тему. Участвовать в работе пары, группы. Распределять роли, участвовать в инсценировании, Определять тему выставки. Рассказывать о книге с выставки. Участвовать в проектной деятельности. Проверять свои знания на основе вопросов, оценивать результат своего труда.
Раздел «Литература как искусство слова»
Характеристика видов деятельности учеников. Определять тему раздела. Называть основные понятия раздела. Ставить учебные задачи под руководством учителя. Самостоятельно выполнять задания. Определять
круг своих знаний и незнаний. Планировать, как получить недостающую информацию. Самостоятельно оценивать результат своего труда. Ставить учебные задачи на будущее.
Резерв учебного времени 6 ч
Система оценивания учащихся по литературному чтению в 4 классе.
Система оценки планируемых результатов:
Формы контроля: контрольно- измерительные материалы, индивидуальные и групповые проекты, самостоятельные работы, контрольная работа, сочинения по репродукциям картин; самооценка, взаимооценка, рефлексия, диагностическая работа по технике чтения; портфолио.
Критерии оценок: В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
1. Способ чтения: чтение целыми словами.
2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
1. Выразительное чтение текста;
2. Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
3. Выразительное чтение наизусть;
4. Составление простого плана;
5. Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
6. Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Используемый учебно-методический комплекс
Используемая литература и электронные ресурсы
1. Климанова Л.Ф., Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. М. Просвещение, 2020
2. Литературное чтение. Методические рекомендации с поурочными разработками. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/М.В.Бойкина — М. : Просвещение, 2017.
3. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 4 класс. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти,
4. Литературное чтение: Творческая тетрадь: 4 класс. Т.Ю. Коти М.: Просвещение, 2016
5. Образовательная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/
6. Образовательная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
7. Технологические карты. Литературное чтение (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva).
8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
10. Учебные материалы и словари на сайте «Грамота.ру» http://gramota.ru/
Рекомендуемая литература и электронные ресурсы для учащихся
1. Климанова Л.Ф., Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. М. Просвещение, 2020
2. Образовательная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/
3. Образовательная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
5. Учебные материалы и словари на сайте «Грамота.ру» http://gramota.ru/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ