Что учитывается при разработке плана задания территориальной программы госгарантий тест
Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
1. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
(п. 10 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:
1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части соглашения заключаются по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 6 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
Тестовые задания для цикла ТУ «Контроль качества медицинской помощи» (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
3) перечень услуг, которые гражданин может получить в соответствии с договором
4) перечень услуг, указанных в полисе медицинского страхования
40. Какие виды медицинской помощи оплачиваются за счёт средств ОМС
2) высокотехнологичная медицинская помощь
3) медико-психологическая помощь
1) проведение периодических медицинских осмотров
2) специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских учреждениях
3) высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием
42. Нормативы объема скорой медицинской помощи в рамках территориальной ПГГ на 2012 год
43. Нормативы объёма амбулаторной медицинской помощи в рамках территориальной ПГГ на 2012 год
44. Нормативы объёма амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров в рамках территориальной ПГГ на 2012 год
45. Нормативы объёма стационарной медицинской помощи в рамках территориальной ПГГ на 2012 год
46. Что учитывается при разработке плана-задания территориальной программы госгарантий
1) застрахованное по ОМС население, проживающее на территории субъекта РФ
2) среднегодовая численность населения, проживающая на территории субъекта РФ
3) застрахованное по ОМС и ДМС население в данном субъекте РФ
47. Как часто гражданин РФ имеет право на смену медицинского учреждения или лечащего врача
4) у гражданина РФ нет такого права
48. Имеет ли право гражданин рф на беспрепятственное оказание медицинской помощи при острых и обострении хронических заболеваний, если находится вне места прикрепления к медицинскому учреждению
49. Сколько дней необходимо для проведения необходимых лабораторно-диагностических и консультативных мероприятий в амбулаторных условиях
50. Что является основанием для осмотра на дому пациента врачами «узких» специальностей по назначению лечащего врача
1) желание пациента
2) невозможность посетить медицинское учреждение по состоянию здоровья
3) плановый диспансерный осмотр
51. Перечислите показатели заболеваемости социально значимыми болезнями, которые характеризуют качество и доступность медицинской помощи по ПГГ
1) онкозаболевания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, сахарный диабет, сифилис
2) туберкулез, ВИЧ-инфекция, гонорея, артериальная гипертензия
3) наркомания, токсикомания, психические расстройства, ВИЧ-инфекция
52. Выберите правильное определение показателя «онкозапущенности»
1) доля больных с IV стадией всех и с III стадией визуальных локализаций злокачественных новообразований в общем числе онкологических больных с впервые в жизни установленным диагнозом
2) процентное отношение умерших на первом году с момента установления диагноза злокачественного новообразования
3) доля больных с I-II стадиями злокачественных новообразований
53. Указать источники финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению
1) федеральный бюджет
3) областной бюджет
4) муниципальный бюджет
5) все перечисленное верно
1) обеспечение реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
2) обеспечение прав граждан и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в системе ОМС; создание условий для доступности и качества медицинской помощи
3) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС
4) обеспечение всеобщности ОМС граждан
1) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ омс в субъектах РФ
2) имеет право на предоставлении кредитов страховщикам
3) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
1) своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование
2) использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС
3) заключает со страховыми медицинскими организациями, работающими в системе ОМС, договор о финансовом обеспечении ОМС
1) выполнение функций органа управления федерального фонда
2) финансовое обеспечение выполнения территориальной программы ОМС
3) исполнения расходных обязательств РФ, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан
58. Виды ответственности страхователей за нарушение законодательства об ОМС
59. Возможно ли рассмотрение дела о нарушении законодательства об ОМС при неявке страхователя
60. Что входит в экономическое обоснование осуществления страхования страховыми медицинскими организациями
1) бухгалтерская отчётность, составленная на последнюю дату, предшествующую дню обращения и территориальная программа ОМС
2) анализ социально-экономических показателей эффективности ОМС
3) расчёт средств на ведение ОМС
61. Что относится к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС
1) мероприятия по осуществлению соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения
2) мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по омс
1) организация и оказание бесплатной медицинской помощи
2) организация и оказание медицинской помощи по ОМС
3) организация и оказание медицинской помощи по ДМС
63. Субъекты контроля
1) территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации, медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС
2) территориальные фонды ОМС
3) медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности
64. Кем осуществляется медико-экономический контроль
1) специалистами профессиональных медицинских ассоциаций
2) специалистами учреждения центрального банка РФ
3) специалистами страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС
65. Оказанная медицинская помощь должна соответствовать
1) территориальной программе государственных гарантий
2) условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи
3) условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС
66. Виды медико-экономических экспертиз
1) целевая и внеочередная
2) целевая и плановая
67. Является ли повторное обращение по поводу одного и того же заболевания в течение 15 дней при оказании амбулаторно-поликлинической помощи показанием для проведения медико-экономической экспертизы
68. Во сколько раз увеличивается в следующем месяце объем проверок от числа принятых к оплате счетов по случаям оказания медицинской помощи, в случае если в течение месяца количество дефектов медицинской помощи и/или нарушений при оказании медицинской помощи превышает 30% от числа случаев оказания медицинской помощи, по которым была проведена медико-экономическая экспертиза
1) не менее чем в 3 раза
2) не менее чем в 2 раза
3) не менее чем в 4 раза
69. Что не является показанием для проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи
1) получение жалоб от застрахованного лица на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации
2) летальные исходы при оказании медицинской помощи
3) внутрибольничное инфицирование и осложнение заболевания
4) первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей
70. Объём плановой экспертизы качества медицинской помощи в стационаре
1) не менее 10% законченных случаев
2) не менее 5% законченных случаев
3) все законченные случаи
1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
2) аккумулирует средства ОМС и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
3) получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС, необходимую информацию для осуществления ОМС
«Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (утв. Минздравом РФ N 2510/9257-01, ФФОМС N 3159/40-1 28.08.2001)
Утверждаю
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
28.08.2001 N 2510/9257-01
Директор Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ
28.08.2001 N 3159/40-1
Согласовано
Заместитель министра
финансов Российской Федерации
Т.А.ГОЛИКОВА
28.08.2001 N 12-03-03
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Территориальная программа по общим объемам оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и подушевым нормативам ее финансирования выступает в качестве минимальных социальных стандартов.
Территориальная Программа представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС), и других поступлений. Территориальная программа содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, и финансовые нормативы затрат на их оказание.
Цель разработки Территориальных Программ:
— создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования;
— обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
— повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Основные принципы формирования Территориальных Программ:
— обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения;
— обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой;
— научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;
— сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
— обеспечение соответствия мощностей сети учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и объема медицинской помощи вне территории проживания обоснованной потребности населения в медицинской помощи;
— повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет комплексного территориального планирования сети учреждений здравоохранения, внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий, повышения эффективности деятельности медицинских учреждений.
Структура Территориальной Программы
Территориальная Программа включает в себя:
— Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней, и видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
— Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета;
— Сводный расчет объемов и стоимости Территориальной программы;
— Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;
— Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению территории субъекта Российской Федерации;
— Сводный расчет стоимости утвержденной Территориальной Программы, включающей Территориальную программу ОМС (см. раздел 4.2) с декомпозицией по муниципальным образованиям прилагается отдельной таблицей.
2. Перечень заболеваний и видов
медицинской помощи, предоставляемой
населению бесплатно
Гражданам Российской Федерации в рамках Территориальной Программы бесплатно предоставляются:
1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях.
При оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемых в установленном порядке органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Перечисленные выше виды медицинской помощи предоставляются при следующих группах болезней и состояний в учреждениях здравоохранения всех форм собственности (схема 1).
Схема взаимосвязей перечней болезней
и состояний пациентов, специальностей врачей
и профилей отделений стационаров при оказании
медицинской помощи населению
Перечень может быть дополнен в рамках действующей номенклатуры специальностей и профилей отделений.
Помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней.
2.1. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в Территориальную программу обязательного медицинского страхования
— инфекционных и паразитарных болезнях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита);
— болезнях эндокринной системы;
— расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
— болезнях нервной системы;
— болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;
— болезнях глаза и его придаточного аппарата;
— болезнях уха и сосцевидного отростка;
— болезнях системы кровообращения;
— болезнях органов дыхания;
— болезнях органов пищеварения;
— болезнях мочеполовой системы;
— болезнях кожи и подкожной клетчатки;
— заболеваниях зубов и полости рта;
— при беременности, родах и послеродовом периоде, включая аборты;
— при травмах, ожогах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин;
— врожденных аномалиях развития, деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых;
— диспансерное наблюдение здоровых детей.
Программа ОМС реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования (страховых взносов работодателей и платежей из соответствующих бюджетов на ОМС неработающего населения субъекта Российской Федерации).
Медицинская помощь в рамках Базовой Программы обязательного медицинского страхования (далее Базовая Программа) предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Перечень видов медицинской помощи по территориальной программе ОМС не может быть меньше установленного Базовой программой ОМС. Объем предоставляемой помощи зависит от особенностей структуры и уровня заболеваемости населения субъекта Российской Федерации.
2.2. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований
Гражданам Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований предоставляется:
— скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
3. Методика разработки Территориальной Программы
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи
3.1. Порядок разработки Территориальной Программы государственных гарантий
Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с Территориальным фондом ОМС осуществляют разработку Территориальной Программы в следующей последовательности:
2. На основе полученных нормативов осуществляется расчет стоимости реализации на территории субъекта Российской Федерации планируемых объемов медицинской помощи, предусмотренных Территориальной Программой, включающей и программу ОМС.
Для этого на основе статистической и финансовой отчетности проводится анализ сложившейся структуры медицинской помощи, анализируется дефицит (или избыток) средств для реализации государственных гарантий, вырабатываются предложения по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и совершенствованию медицинских технологий. Планируемые объемы медицинской помощи должны быть сбалансированы с планируемыми объемами финансирования как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также других финансовых источников.
3.2. Расчет территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации
Аналогичным образом проводится коррекция Федеральных нормативов по всей таблице 1.2 (Приложение 1).
взрослых и детей в расчете на 1000 жителей (т.е. данные таблицы 1а);
Для расчетов берется среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Федерации) на расчетный период.
или в нашем примере это:
Далее проводится корректировка полученных нормативов с учетом заболеваемости населения территории с использованием как отчетных, так и данных специальных исследований (при наличии таковых). Корректировка проводится специалистами органа управления здравоохранением и ТФОМС.
Продолжим пример по кардиологии.
Алгоритм расчета следующий:
на 840000 взрослых соответственно:
Как видно, в отличие от расчетов по стационару здесь мы получаем абсолютное число необходимых посещений для детей и взрослых путем прямого расчета. Полученные данные вносятся в таблицу по аналогии с таблицей 1б, а затем рассчитываются скорректированные для данной территории нормативы числа посещений в расчете на 1000 жителей (всего населения) путем деления данных таблицы на общую численность населения территории и умножения на 1000 (аналогично таблице 1а). В примере по кардиологии это будет выглядеть следующим образом:
Если сравнивать эти данные с таблицей 1.3 Приложения 1 нормативов, мы увидим, что в нашем расчете на 1000 жителей нормативы по детям выше (14,1 посещение вместо 10,3), а по взрослым ниже (103,6 вместо 115,4), так как в нашем примере была другая возрастная структура населения.
3.3. Расчет территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
600,9 руб. х 1,102 = 662,2 руб.
Данные записываются в таблицу.
3) Аналогично рассчитывается норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение. Норматив финансовых затрат на одно посещение умножается на относительные коэффициенты стоимости одного посещения (Rvi) (Приложение 2, таблица 2.2), с помощью которых можно рассчитать стоимость посещения к любому специалисту
В нашем примере норматив финансовых затрат на одно посещение по кардиологии для взрослых составит:
Данные записываются в таблицу.
Свободный расчет стоимости Территориальной программы проводится по формуле:
Полученные сводные расчетные данные записываются в виде следующей таблицы (см. макет таблицы 1).
При наличии достаточных финансовых возможностей в ТФОМС субъекта Российской Федерации предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет «собственных» финансовых источников.
Таблица 1 (расчетная)
Соответствующие графы (4, 5) х на численность населения.
Включая нормированный страховой запас.
Примечание. При расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по гр. 3 включаются все статьи расходов. Из социально значимых видов медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней финансируются: психиатрия, наркология, венерология (включая СПИД) и фтизиатрия (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194 (в редакции от 29 ноября 2000 года N 907 и от 24 июля 2001 года N 550)).
По аналогичной схеме составляется таблица 1 «Утвержденная программа государственных гарантий», которая в последующем сопоставляется с расчетными данными.
3.4. Анализ затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой по Программе государственных гарантий
Анализ проводится по таблице 2.
При определении размера оплаты труда учитывается заработная плата работников по штатному расписанию, утвержденному в соответствии с установленными нормативами.
Затраты на медикаменты анализируются в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов.
Анализ фактических и плановых затрат на единицу
объема медицинской помощи (к/дня, посещений,
вызовов скорой помощи)
В таблице 2.4 Приложения 2 приводится справочно базовая структура норматива стоимости по группам затрат, которые должны быть скорректированы в регионах с учетом поясных коэффициентов и динамики расходов по отдельным статьям.
Оплата может быть включена в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию при условиях, оговоренных ниже в разделе 3.4 Методических рекомендаций.
По каждой группе затрат определяются возможные резервы для планирования и оптимизации расчетов территориальных нормативов.
При планировании и анализе стоимости затрат на единицу объема медицинской помощи в графах 2, 3, 4 и 5 таблицы 2 учитываются все статьи расходов независимо от источника финансирования. В графах 6, 7, 8 и 9 показываются расходы по источникам финансового обеспечения (средства бюджета и обязательного медицинского страхования).
Из средств ОМС по Территориальной программе ОМС финансируются расходы на: оплату труда, начисление на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование.
Оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт могут быть включены в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком и методикой исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации (утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 06.11.97).
В текущем квартале оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт могут быть произведены из средств ОМС при условии расчета и утверждения платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъекта Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными документами и авансового поступления платежей в территориальный фонд ОМС в объеме не ниже 1/3 от суммы, предусмотренной на текущий квартал.
В каждом последующем квартале решение об оплате коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт из средств ОМС принимается территориальным фондом ОМС совместно с органами управления здравоохранением на основании показателей исполнения бюджета территориального фонда ОМС по платежам на обязательное медицинское страхование неработающих граждан по итогам предыдущего квартала и авансирования в объеме 1/3 от суммы запланированных платежей на предстоящий квартал.
4. Порядок согласования и утверждения Территориальной
программы государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
4.1. Порядок уточнения и обеспечения сбалансированности объема и стоимости медицинской помощи по Территориальной программе
В финансовых органах субъектов Российской Федерации запрашиваются данные о возможном финансовом обеспечении объемов медицинской помощи за счет соответствующих бюджетов (в т.ч. отдельной строкой указываются платежи на ОМС неработающего населения).
Определяется объем финансовых поступлений в ТФОМС за счет единого социального налога, единого налога на вмененный доход, страховых взносов органов исполнительной власти на неработающих граждан и прочих поступлений:
— территориальными фондами обязательного медицинского страхования на основе прогнозируемой суммы страховых и прочих поступлений (доход за счет капитализации временно свободных средств ОМС) и с учетом установленных сумм на содержание системы обязательного медицинского страхования, представляется расчет объема средств, направляемых на финансирование Территориальной программы ОМС, по формуле 6:
Размер средств, необходимый для обеспечения государственных гарантий неработающему населению в части Территориальной программы ОМС, определяется по формуле:
Фиксация этого норматива в расчете на 1-го жителя позволяет его корректировать в зависимости от полноты поступлений страховых взносов работодателей и не будет зависеть от динамики точности учета числа неработающих граждан.
Представляемые данные Территориального фонда ОМС уточняются в последующем в соответствии с утвержденным бюджетом Территориального фонда ОМС. Согласно статье 17 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» «при недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации».
Объем средств, направляемых на финансирование здравоохранения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, согласовывается с финансовым органом.
Затраты на оказание медицинской помощи при социально значимых видах болезней, скорую медицинскую помощь, поддержание и развитие системы здравоохранения и другие виды помощи, указанные в разделе IV Программы (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 550), рассматриваются органом управления здравоохранением совместно с финансовым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При их уточнении следует иметь в виду, что сокращение объемов, предусмотренных этими разделами медицинской помощи, можно считать допустимым только в случае, если они по факту превышают федеральные нормативы. Вместе с тем, если в субъекте Российской Федерации показатели заболеваемости по социально значимым видам медицинской помощи превышают среднероссийские, снижение планируемых объемов предоставляемой помощи следует считать недопустимым.
Затраты на обеспечение медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС рассматриваются Правлением Территориальных фондов ОМС совместно с органом управления здравоохранением и финансовым органом.
При уточнении размеров финансового обеспечения Территориальной программы ОМС следует иметь в виду:
— корреляцию расчетных территориальных показателей с нормативами как в части объемов предоставляемой медицинской помощи, так и в стоимости единицы объема;
— возможность расширения стационарозаменяющих технологий и применения интенсивных методов лечения, в т.ч. за счет выполнения лечебных, диагностических и реабилитационных услуг;
— возможность оптимизации системы организации медицинской помощи с учетом межтерриториальной и региональной интеграции сети ЛПУ.
Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации анализирует рассчитанные на основе нормативов проект Территориальной программы, включающей программу ОМС, сравнивает их в разрезе муниципальных образований со структурой реальной потребности населения в медицинской помощи по профилям медицинских отделений и медицинских специальностей.
В результате вырабатываются рекомендуемые объемы медицинской помощи как по субъекту Российской Федерации в целом, так и в разрезе муниципальных образований.
4.2. Порядок согласования и утверждения Территориальной программы
С целью планирования развития здравоохранения субъекта Российской Федерации для муниципальных образований устанавливаются следующие показатели и параметры:
— показатели, характеризующие состояние здоровья населения муниципального образования;
— рекомендованные объемы медицинской помощи, оказываемые населению муниципального образования на базе муниципальных медицинских учреждений в рамках Территориальной программы государственных гарантий по профилям, уровням;
— объемы медицинской помощи, оказываемые в рамках Территориальной программы на базе муниципальных медицинских учреждений жителям других субъектов Российской Федерации;
— квоты на оказание медицинской помощи жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы на базе государственных ЛПУ субъекта Российской Федерации, ЛПУ других муниципальных образований, ведомственных ЛПУ;
— подушевые нормативы финансирования за счет бюджета и средств ОМС;
— территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по профилям и уровням оказания медицинской помощи;
— предложения к муниципальной Программе реструктуризации сети ЛПУ.
Сводный баланс расчетной и утвержденной стоимости Территориальной Программы на планируемый период представляется в виде таблицы (см. таблицу 3).
Сводный баланс расчетной и утвержденной стоимости
территориальной программы государственных гарантий
оказания гражданам бесплатной медицинской помощи
по источникам финансирования на ____ год
____________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
Заполняется после подписания трехсторонних Соглашений.
Дефицит финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий не может быть признан обоснованным без представления нескольких вариантов расчетов Программы, минимизирующих расходы за счет эффективного использования резервов по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и применения ресурсосберегающих технологий.
В целях повышения эффективности совместной работы Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи заключаются Соглашения по вопросам организации медицинской помощи.
5. Условия и порядок оказания медицинской помощи
в учреждениях здравоохранения
Перечень условий может быть детализирован исходя из особенностей организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления населению бесплатной медицинской помощи определяются специальным разделом Территориальной программы, в том числе территориальной программы ОМС, в которой дается характеристика условий оказания медицинской помощи.
1.2. Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом.
1.3. Вероятность очереди плановых больных на прием к врачу и на проведение диагностических и лабораторных исследований.
1.4. Направление пациента на плановую госпитализацию осуществляется лечащим врачом в соответствии с клиническими показаниями, требующими госпитального режима, активной терапии и круглосуточного наблюдения врача.
2. В больничных учреждениях:
2.1. Возможное наличие очереди на плановую госпитализацию.
2.2. Больные могут быть размещены в палатах на 4 и более мест.
2.3. Больные, роженицы и родильницы обеспечиваются лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2.4. Предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком. Обеспечение питанием и койкой лица, ухаживающего за госпитализированным грудным ребенком, а также за ребенком до 3-х лет при наличии медицинских показаний для ухода и др.
Руководитель Департамента
развития и экономики здравоохранения
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Р.А.ХАЛЬФИН
Начальник Управления научного
анализа и организации НИР
Федерального фонда ОМС
Н.А.КРАВЧЕНКО
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
от _________________
НОРМАТИВЫ ОБЪЕМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПО ПРОФИЛЯМ ОТДЕЛЕНИЙ СТАЦИОНАРА И ВРАЧЕБНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ПОЛИКЛИНИКЕ
Нормативы объемов стационарной медицинской помощи
В качестве нормативов объемов стационарной медицинской помощи Программой установлены следующие показатели:
Контрольные цифры объема стационарной медицинской помощи
по программе государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
на 2002 год
НОРМАТИВЫ ОБЪЕМОВ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 550.
В качестве норматива установлено количество посещений «Vi» на 1000 жителей в год. В нормативе учитывается помощь, оказываемая территориальными поликлиниками, стоматологическими поликлиниками, специализированными поликлиниками, специализированными диспансерами, диагностическими центрами.
Подлежат коррекции с учетом заболеваемости и демографического состава населения субъекта Федерации.
Если таковые были без вызова кареты скорой помощи.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
от _____________________
НОРМАТИВЫ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
НА ЕДИНИЦУ ОБЪЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Включают все статьи расходов согласно бюджетной классификации.
При реализации Программы на 2002 г. устанавливаются следующие расчетные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи :
В таблице 2.3 приведены подушевые нормативы финансирования Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2002 год.
Примерная структура затрат на единицу объема медицинской помощи по Программе на 2001 год представлена в таблице 2.4.
В диагностических центрах оплата медицинской помощи может производиться как по посещениям, так и по стоимости услуги.
Подушевые нормативы финансирования программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на 2002 год
Подлежит перечислению в территориальные фонды ОМС согласно ст. 17 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Примерная структура финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи на 2002 год
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
от _________________________
Примерные объемы диагностической помощи и затраты
на их оказание на амбулаторном и стационарном этапах
В расчет был включен весь перечень лабораторных и инструментальных диагностических услуг по тарифам, рассчитанным на основании «Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг» от 10.11.99 МЗ РФ.
В расчете использована в качестве единицы измерения условная единица, равная 10 минутам.
Расчетные временные нормативы
на диагностические услуги
Примечания. 1. Учет труда врачей стоматологического профиля и зубных техников проводится по условным единицам трудоемкости (далее по тексту УЕТ).
5. Для зуботехнических работ за 1 УЕТ принят объем работы зубного техника, необходимый при изготовлении одной коронки металлической (штампованной).
Материалы подготовлены учеными профильных кафедр стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии на базе городской клинической стоматологической поликлиники N 1. При этом проводился хронометраж временных затрат врачей стоматологического профиля и зубных техников с участием главного стоматолога г. Омска, сотрудников терапевтического, ортопедического, хирургического, детского, профилактического, пародонтологического отделений, отделений реставрационной терапии и имплантологии, анестезиологии и реанимации, кабинета функциональной диагностики, медицинской статистики.
В процессе подготовки материала использовались:
Приказ МЗ СССР N 1156 от 28.11.87 «Об утверждении единых ведомственных норм времени и расценок на зуботехнические работы»;
Приказ МЗ СССР N 50 от 25.01.88 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема».
Согласовано
Главный стоматолог
Минздрава РФ
чл.-корр. РАМН, профессор
В.К.ЛЕОНТЬЕВ