элективный курс по истории 10 класс история в лицах рабочая программа

Элективный курс для 10-11 классов «История России в лицах. От древности до наших дней»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Программа элективного курса «История России в лицах. IX-X XI вв.»

Для профильного гуманитарного класса. 10-11 класс.

Программа рассчитана на 140 часов за два года (2 часа в неделю)

Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:

расширить историческое познание, его мировоззренческое составляющее;

полнее осознать значение истории для личности и общества и роли личности в истории;

познакомить учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в период истории нашего государства;

развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого настоящего, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс;

в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

доступность для учащихся средней школы;

реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;

содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;

систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;

реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историческими персоналиями. Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Тема 1. «Земля русская» (24 часа)

Легендарные и реальные в «признании варягов». Рюрик. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX-сер X в. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Святослав-«Александр Македонский Восточной Европы». Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен.Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Борис и Глеб – князья мученики. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Первый русский митрополит Илларион. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха. Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Всеволод Большое Гнездо. Господин Великий Новгород. Система выкармливания князя-особенность Новгородской государственности. А. Невский. Новое нашествие кочевников.Чингисхан. Евпатий Коловрат. Русская культура в XII- XIII в.в. Нестор, Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Тема 2. «Московская Русь» (20 часов)

Установление ордынского ига на Руси. Подвиг князя Михаила Ярославича Тверского. Возвышение Москвы.Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Противостояние Орде. Московско-Владимирская Русь при Д.Донском. Сергий Радонежский.Мамай. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Великое княжество Московское. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. Иосиф Волоцкий, Нил Сорский. Россия при Иване Грозном.Царь и его соратники (Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр) культура и быт. Великие живописцы (А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий).

Тема 3. « Россия в XVII веке» (18 часов)

«Кризис верхов». Борис Годунов. Смутное время. Первый Самозванец Подъём народного движения. И.Болотников. Народный отпор интервентам.

Кузьма Минин, князь Д.Пожарский. Полководец М.В.Скопин-Шуйский. Патриарх Гермоген. Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Предшественники Петра: Ордин Нащёкин, В.Голицин. Народные восстания-«бунташное время». Личность Степана Разина. Церковный раскол. «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Народы, вошедшие в состав Российской империи в XVII в. Богдан Хмельницкий и его сподвижники. Обмирщение культуры. Симеон Полоцкий, С.Ушаков, Ф.Прокопович.

Тема 4. « Россия в XVIII в.» (18 часов).

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Эпоха Екатерины II.

Фавориты и политики. Крестьянская война. Емельян Пугачёв и его сподвижники. Победы на суши и на морях. Великие полководцы и флотоводцы. Расцвет русской культуры. Русское «просвещение». Л.Магницкий, М.Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Тема 5. « Россия в X IX в.» (18 часов)

Тема 6. « Россия в X X в.» (26 часов)

Тема 7. « Россия в X XI в.» (10 часов)

Тема 8. « Роль личности в истории» (6 часов)

Анисимов Е.В.Женщины на Российском престоле.М., 1997 г.

В.И.Буганов, А.И. Сахаров.История России.М.,Просвещение, 2000 г.

История России в лицах.М., 1997 г.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.

Б.Г. Пашков. Русь Россия.Российская империя. (Хроника правлений и событий.862-1917 г.г.).М., 1997.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.Энциклопедия по истории России.

«Русика», 2003 г.Энциклопедический справочник школьника. «История России». М., 1997.

Источник

Программа элективного курса «История России в лицах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Программа элективного курса по истории

«История России в лицах». 10 класс. 68 часов.

Э лективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся старших классов. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории.

осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

осознание роли личности в истории;

ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

При этом необходимо решать следующие задачи :

расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

развивать умения составлять характеристику исторической личности;

определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе, выполнение проектных работ.

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Раздел 1. Земля русская (18 часов)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (3 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (2 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (2 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (2 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (3 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (3 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Московская Русь (12 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (2 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (2 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (3 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (12 часов)

Тема 1. Борис Годунов (2 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (2 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (2 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (2 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (3 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (16 часов)

Тема 1. Петр Первый (2 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(2 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (2 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (3 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

Тема 8. Русское “просвещение” (3 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (8 часов)

Тема 1. Александр I (2 ч.)

“ Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Сперанский М.М. (2 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Источник

Рабочая программа по истории «История в лицах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Элективный курс «История в лицах»

Э лективный курс “История в лицах” предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

· осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

· осознание роли личности в истории;

· ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

· развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

· совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

При этом необходимо решать следующие задачи:

· расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

· через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

· развивать умения составлять характеристику исторической личности;

· определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

· воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

· воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

· проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

· создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

· большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

· в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 70 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Содержание программы ( 10 класс)

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 5. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 6. Начало периода феодальной раздробленности. (2 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 7. Господин Великий Новгород (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Раздел 2. Московская Русь (5 часов)

Тема 1. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 2. Сергий Радонежский (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 5. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

Тема 8. Русское “просвещение” (1 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I (1 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Тема 4. Столыпин П.А. (1 ч.)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Итоговое повторение. Защита рефератов (3 часа )

Учебно-тематическое планирование курса ( 10 класс)

Название темы, раздела

Раздел 1. “Земля русская”

Призвание варягов. Рюрик

Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

Владимир Святой. Крещение Руси

Князья периода феодальной раздробленности.

Деятели русской церкви и культуры.

Раздел 2. Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

Раздел 4. Россия в XVIII веке

Птенцы гнезда Петрова

Женщины на престоле

Великие полководцы и флотоводцы.

Л.Магницкий, М.Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках

Тема 1.Личность царя Николая II. (1 час) Социальные противоречия в период царствования. Задачи правительства последнего российского императора.

Тема 2. С.Ю.Витте-министр финансов российской империи. (1 час) Биография Витте. Финансовая реформа. Сторонник экономических реформ.

Тема 3. П.А.Столыпин- одинокий реформатор (1 час) Биография. Разрушение крестьянской общины. «Дайте государству 20 лет покоя…»

Тема 4. Г.Распутин-пророк или авантюрист (1 час) Старец из Сибири. Злой гений революционных событий.

Тема 6. Деятели серебряного века русской культуры. (2 часа) Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

Тема7. Руководители белого движения М.Ф. Алексеев, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.В.Врангель. (2 часа). Причины поражения белого движения.

Тема8. Красные командиры: М.Ф.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.М.Буденный. (2 часа). Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «Красный террор». Ликвидация Романовых. Почему победили красные.

Тема 9. Иосиф Сталин. (2 часа) Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины смерти вождя.

Тема 10. Адольф Гитлер. (1 час) Биография Адольфа Шикльгрубера. Путь к власти. Идеология фашизма. Развязывание Второй мировой войны.

Тема 11. Франклин Рузвельт- 32-й президент Соединенных Штатов Америки. (1 час). «Новый курс» Ф.Рузвельта. Вступление США во Вторую мировую войну. Участие Ф.Рузвельта на Тегеранской и Крымской конференциях.

Тема 12. Уинстон Черчилль-премьер-министр Великобритании. (1 час) Политическая карьера. Знаменитые речи У.Черчилля. Участие в конференциях «большой тройки» во время Второй мировой войны.

Тема 13. Лаврентий Берия. (1 час) Биография Лаврентия Берии. Народный комиссар внутренних дел СССР. Министр внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР.

Тема14. Маршалы СССР К.Е.Ворошилов, А.М.Василевский, М.Н.Тухачевский, К.К. Рокоссовский, Р.Я Малиновский, И.С.Конев, и др. (2 часа) Участие в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Тема 15. Г.К. Жуков-маршал Победы. (1 час) Военная карьера полководца на фоне Великой отечественной войны. Гений и власть. Человек, которого боялись правители.

Тема 16. Никита Хрущев. (1 час) Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель Совета Министров УССР.

Тема 17. С.П.Королев – создатель ракетной техники. (1 час) Биография А.П. Королева. Создатель ракетной техники. Космические программы Королева.

Тема 18. Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе. (1 час) Жизнь и карьера Ю.А. Гагарина. Полет в космос. Альтернативные версии гибели.

Тема 19. Диссиденты в СССР. (2 часа) А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров и др. Высылка из страны инакомыслящих. Правозащитное движение в СССР.

Тема 20. Леонид Брежнев. (1 час) Биография Леонида Брежнева. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).

Тема 21. А.Н.Косыгин (1 час) Биография Косыгина. Экономическая реформа и «золотая» пятилетка (1966-1970гг.). Разрыв с Брежневым и его окружением.

Тема 22. Юрий Андропов. (1 час) Биография. Партийная карьера. Генеральный секретарь ЦК КПСС (12 ноября 1982 года — 9 февраля 1984 года). Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).

Тема 24. Егор Гайдар. (1 час) Биография Гайдара. «Шоковая терапия» — экономические реформы начала 1990-х годов. Отставка.

Тема 25. В.В.Путин. (2 часа) Детство и юность. Служба в КГБ. работа в Санкт-Петербурге и в Москве. Участие в выборах Президента РФ в 2000, 2012 гг году.

Тема 26. Д.А.Медведев. (1 час) Детство и юность. Преподавательская и научная деятельность. Начало карьеры. Приоритетные национальные проекты. Участие в выборах Президента России в 2008 году.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • эктоморф программа тренировок на массу 3 раза в неделю
  • эктоморф программа тренировок дома
  • эктоморф программа тренировок в домашних условиях
  • эктоморф девушка программа тренировок и питания на массу
  • экстремальное преображение программа похудения все сезоны смотреть

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии