эльконин программа обучения в школе

Эльконин программа обучения в школе

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

— учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

— учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

развить творческий потенциал, воображение учащегося.
Принципы:

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

И я кричу: НУ НЕТ У СЕМИЛЕТОК АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Да, необходимо его развивать. Да, интенсивно. Да, необходимо давать развивающие, творческие и проблемные задания, учить детей самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения. НО НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ НА ЭТОМ ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Не всякая психика выдержит это; и школа, рискующая работать по системе Э-Д, обязана проводить самое тщательное психологическое исследование ребенка и его окружения и объяснить этому самому окружению суть системы просто и внятно, НО НЕ РЕКЛАМИРОВАТЬ. Важно убедиться, что родители четко осознают, что их ждет. Ибо, соблазнившись тем, что дите трудолюбивое, усидчивое, способное и эрудированное, а значит, наверняка справится с такой чудесной программой, можно получить через пару лет разочарованного в учебном процессе, уставшего от жизни (да, да! Именно последнюю формулировку я услышала от своей старательной и ответственной дочки-отличницы) человека.

Нам говорят: «это сейчас тяжело, а потом вы поймете, оцените… Ваш ребенок будет очень хорошо подготовлен к восприятию теоретического материала, у него будет развито научное мышление». Во-первых, живем мы пока не в мире абстрактных категорий, где для двух задач применимо выражение „a-b+8“ а в мире вполне конкретном, где надо быстро соображать и оперативно производить вычисления в уме хотя бы до 100. Во-вторых, не факт, что моя кроха соблазнится неблагодарным трудом научного работника или аналитика. В третьих, я, как педагог высшей школы, со всей ответственностью заявляю: в среднем у конечного продукта нынешней школьной системы (т.е. у студентов) на фоне общего роста инфантилизма и равнодушия ко всему, что непосредственно не касается их базовых потребностей, наблюдается отчетливое отвращение к труду вообще и к учебе в частности. Они милые и славные. Они умненькие и добрые. Я их очень люблю. Я готова им простить все их выходки, ибо не ведают, что творят. Но я хочу посмотреть в глаза тем, кто их такими сделал. А еще я боюсь болеть, переходить дорогу и водить ребенка в школу. Потому что некоторые из тех детей, которых изуродовала наша современная система образования, уже держат в руках скальпели, сидят за рулем и ставят гриф «рекомендовано» на учебных пособиях.
Те самые ребятишки, которых учебник по Литературному чтению Г.Н. Кудиной и З. Н. Новлянской обучает во 2-м классе выполнять анализ художественного текста, определять, «какая схема (№1-ГГ, №2-РГ, №3-РП, №4-Р с ПЗ) к какому из текстов подходит», а также читать сваленные по тематическим кучам, но не отобранные по возрасту стихи с единственной целью – «найти слова-настроения», однако не знакомит их с важнейшими нравственными нормами, не дает им прочувствовать всю глубину содержания прочитанных произведений, когда-нибудь станут взрослыми людьми. И мы, старые и больные, будем ждать от них помощи и участия. А получим рассуждения о высоких материях и холодно-безупречный анализ целесообразности подачи страждущему стакана воды во вселенских масштабах. Я убеждена, что развивающие системы ориентированы исключительно на обучение, без учета одной из принципиальных составляющих учебного процесса – ВОСПИТАНИЯ
Качество же самих учебных пособий – последовательность, внятность формулировок, актуальность, подбор учебного материала, и, наконец, достоверность – это вообще тема для отдельной дискуссии. Один пример: вышеназванный учебник по лит.чтению предлагает в разделе «колыбельные» стихотворение, известное миру как «М. Ю. Лермонтов. Из Гете» примерно в таком виде: Гете. «Одинокая песнь странника», вольный перевод М.Ю. Лермонтова. Далее сноска, из которой следует, что слова «вольный перевод» следует понимать как «не совсем точный перевод». Во-первых, вспомним текст.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Источник

Система Эльконина-Давыдова и ФГОС-2020: о будущем школы

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка в школе заинтересовали предметом, научили самостоятельно познавать мир и вести дискуссии. Это предлагают развивающие системы образования. Наш блогер Николай Архаров написал эссе о развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и том, почему она опережает практику.

Часть первая. Лестница

Две оттепелидва всплеска

Хрущевская оттепель — создание и признание. Горбачевская оттепель — развитие и внедрение. Почему, как только повеет ветром свободы, развивающая система обучения поднимает голову? Наверно, потому что вся эта система пронизана свободой. Свободой мысли, свободой общения, свободой познания, свободой творчества.

Встречный вопрос, а что же происходит, когда эта система задвигается на второй план? Тут же проявляется авторитарный стиль обучения, обучение действиям по шаблону, натаскивание, ограничение мысли рамками вариантов ответов на тестовый вопрос.

Что лежит в основе развивающей системы Эльконина — Давыдова

Учебное действие. Да, и в традиционной системе обучения ученик действует, но здесь действие свободное, потому что оно самостоятельное.

Самостоятельность — вот, что страшит авторитаристов всех уровней. Им всегда хочется, чтобы подчиненные действовали по установленным ими правилам и в то же время проявляли научную и творческую смекалку, креативность. Налить 100 г кипятка и 100 г ледяной воды в один стакан, сохраняя температуру — вот, чем озадачено современное образование.

Чему обучают первоклассника в развивающей системе в первую очередь? Высказывать и отстаивать свои мысли. На уроках царит свободное обсуждение и уважительное отношение к другим. Выслушать говорящего, проанализировать содержание сказанного и аргументированно ответить —первый навык обучающегося. Это трудно организовать. Кроме привития правил взаимоуважительной беседы, требуется построить учебный материал так, чтобы у учеников была тема для обсуждения.

В традиционной системе обучения один — это один, два — это один плюс один, три — это два плюс один, четыре — это три плюс один… Но просто изучить массу примеров и затем сделать вывод не получается — нет навыков анализа и синтеза, нет даже примитивного понимания сути изучаемого. Смотрим на одно облако, смотрим на второе облако, смотрим на третье облако, делаем вывод. Какой?

Оказывается, начинать можно не с частностей, а с общего. Сперва можно разобраться в понятиях «больше», «меньше», «мера». Не изучение, но осознание подобных понятий идёт непросто, надо много размышлять и спорить.

Учитель подсказывает и направляет, но не учит, а находится рядом с дискуссией, и всегда готов направить её в нужное русло, организовать

Важна и взаимопомощь: первые, дошедшие до решения проблемы, помогают остальным понять её суть, задача учителя проследить, чтобы никто не ушёл с занятия, не поняв это решение. Разобравшись с общими принципами, дети, опять же в дискуссиях, могут самостоятельно познавать частности. Например, понятие числа вытекает из осознанных понятий «больше», «меньше», «измерение». Так ученики сами открывают числовую прямую.

Класс превращается в сообщество единомышленников, то есть людей, размышляющих об одной и той же проблеме. Работа в парах, работа в группах, умение вырабатывать общее решение и отстаивать его — это неотъемлемая часть творческого учебного процесса.

Не отметки и обязанность учиться, а сам процесс познания увлекает детей. Созданный «по образу и подобию» человек, прежде всего «творец».

В развивающей системе Эльконина-Давыдова дети не учатся в привычном понимании, они деятельностью своей мысли творят собственные знания. Но в этом процессе важен самоконтроль. Ребенок, взявшись за творческую задачу, а в развивающей системе обучения все задачи творческие, должен не только спланировать её решение, но и удостовериться, что задача выполнена, определить степень её решения.

Важна не оценка учителя, а самооценка — вот, чем овладевают дети в начале обучения. В конце первого класса ученик может спрогнозировать степень решения предлагаемой ему задачи. После её выполнения они могут сами оценить действия и результат. Учитель и класс помогут в формировании адекватной, не завышенной и не заниженной, самооценки.

6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

Развитие аналитического ума, самоорганизованность, коммуникативность, понимание фундаментальных основ научных дисциплин позволяет людям, учившимся по этой системе, легко вникать в новые проблемы, переучиваться, работать на стыке разных областей знаний, не принимать ничего на веру, осмысливать полученную информацию, приносить пользу своим творчеством и быть счастливыми в этом творчестве.

К сожалению, развивающая система обучения Эльконина-Давыдова внедрялась медленно. Почему?

Кажется, вот система, которая дает хорошие результаты, должен быть её взрывной рост. Но вся трудность заключается в том, что для этой системы обучения нужен особенный учитель.

Он должен любить детей. Не говорить о любви, а именно любить, глубоко, по-настоящему. Только тогда может быть настоящее уважение к детям. Развивающая система обучения и авторитаризм не совместимы — в этом самая большая трудность. Если есть любовь к детям, то освоить приемы работы в развивающей системе обучения может каждый учитель.

Учителю нужно многое знать и уметь. Развивающая система обучения создана большим коллективом выдающихся советских ученых. Достаточно ознакомиться с некоторыми трудами, чтобы понять всю глубину научного базиса этой системы:

Этот список литературы может испугать, но не все так сложно и страшно, ведь коллеги всегда могут помочь учителю понять специфику метода. Все трудности в освоении системы развивающего обучения Эльконина –Давыдова сполна восполнятся осмысленными глазами детей, их успехами, их высокими человеческими качествами

Важно помнить, что выбор традиционной или развивающей системы обучения влияет на то, в каком обществе мы будем жить: среди людей, действующих по шаблону, привыкших подчиняться решению, или среди творческих и свободолюбивых людей, обладающих глубокими познаниями.

Отличия традиционной системы обучения (Т) от развивающей (Р)

Т — формирование компетенций;

Р — развитие способностей.

Стиль взаимодействия учителя и учащихся:

Т — субъект-объектный (авторитарность, закрытость, монологичность);

Р — субъект-субъектный (демократичность, открытость, диалогичность, рефлективность).

Преобладающие формы организации работы на уроке:

Т — фронтальные или индивидуальные;

Р — групповые и коллективные.

Т — носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций;

Р — организатор сотрудничества, консультант, управленец, помощник.

Т — отличается пассивностью;

Р — отличается наличием интереса и активностью.

Т — осуществляется посредством заучивания;

Р — посредством поисковой мыслительной деятельности.

Главный девиз педагога:

Р — «Думай, как сделать».

Преобладающий метод обучения:

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом:

Р — школа мышления, педагогика открытий.

Р — «Я — вместе с вами».

Т — сообщение знаний;

Р — воспитание Человека.

Т — создается эпизодически;

Р — создается всегда и целенаправленно.

Психологический климат урока:

Т — формируется изредка, подчас стихийно;

Р — формируется всегда и целенаправленно.

Т — обыденное мышление, эмпирический способ познания;

Р — теоретическое мышление, теоретический способ познания.

Т — конкретно-практические, учащиеся усваивают частные способы умственной деятельности;

Р — учебные. Решая эти задачи, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности.

Т — формируется индивид — человек, способный к исполнительской деятельности;

Р — формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Движение мысли учащегося:

Т — от частного к общему;

Р — от общего к частному.

Контроль выполнения задач:

Т — осуществляется учителем;

Р — самоконтроль ученика, подтверждаемый коллективом и учителем.

К сожалению, чиновники министерства просвещения с трудом понимают различия между традиционной системой обучения и системой обучения Эльконина-Давыдова. Об этом говорит их заигрывание с идеями этой системы в ныне существующих ФГОС, а также в проекте новых ФГОС 2020. Но об этом в следующей части.

Часть вторая. Путь вниз

ФГОС 2020

Проанализируем проект ФГОС, который будет принят в 2020 году, с точки зрения соответствия его той или иной системе обучения, возможности его выполнения методами развивающей или традиционной системы обучения.

Авторы проекта прямо зафиксировали, что ФГОС базируется на развивающей системе обучения: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает…» (п. 7). «Системно-деятельностный подход» разработан и внедрен в системе развивающего обучения Эльконина –Давыдова. Стандарт также требует развивать самостоятельность учеников: «В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности» (п. 8).

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…» (п. 9). Именно в развивающей системе Эльконина — Давыдова на каждом уроке целенаправленно формируется мотивация учащихся, навыки развития и рефлексии.

3 ключевые идеи ФГОС, на которых нужно сфокусироваться учителю

«Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать развитие у обучающихся: понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира)» (п. 10). В развивающей системе обучения познавательная деятельность целенаправленно организуется на каждом уроке. Выполняя учебную задачу, дети учатся организовывать самостоятельное познание. В традиционной системе обучения этого нет.

Мы видим, что пункты 7 — 10 ФГОС выдержаны в духе развивающей системы обучения, а изменений по сравнению с предыдущей версией ФГОС очень мало. В ныне действующем стандарте пункт 11: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования…» в целом соответствует результатам, достигаемым в развивающей системе обучения.

В предлагаемом проекте ФГОС 2020, в отличие от действующей редакции, результаты сгруппированы по универсальным учебным действиям

В этом случае ожидалось увидеть раскрытие универсальных учебных действий (УУД), их возможностей в достижении результатов. Подпункт 1 описывает познавательные УУД, при этом в него не вошли следующие учебные действия:

И посмотрите, что осталось от познавательных УУД в пункте ФГОС: «овладение познавательными универсальными учебными действиями:

Эта выдержка из ФГОС не описывает ни результаты, достигаемые в традиционной системе обучения, ни результаты, достигаемые в развивающей системе. Более того этот пункт прямо противоречит содержанию пунктов 7–10 того же самого ФГОС!

В отдельный подпункт вынесено умение работать с информацией: «овладение умениями работать с информацией:

Хочется задать по этому подпункту всего один вопрос: откуда возьмется умение «анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей», если из познавательных УУД выброшено все, что этот самый анализ формирует?

Третий подпункт посвящен регулятивным учебным действиям, который в целом соответствует результатам, достигаемым в развивающей системе обучения и почти полностью перекочевал из действующей редакции.

Четвертый и пятый подпункты посвящены коммуникативным УУД, но зачем-то разбиты на два подпункта. В четвертом закрепили принципы коммуникации: «Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

В пятом выделили отдельно принципы взаимодействия и разрешений конфликтов: «Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

К сожалению, составители данного текста представляют себе взаимные отношения только в виде «начальник — подчиненный», поэтому определение общей цели и вообще сотрудничество изъято из предлагаемого варианта ФГОС.

Также видим, что метапредметные результаты, достижение которых предполагается закрепить в ФГОС 2020 года, изложены непоследовательно, неполно и с большим внутренним противоречием, потому что включают в себя отрывки как из развивающей системы обучения, так и из традиционной.

Выводы

Руководители министерства просвещения не смогли увидеть разницу между развивающим и традиционным обучением. Создав стандарт, в большей степени базирующийся на развивающей системе обучения, они сохранили в школах традиционную систему, в результате этого противоречия требования стандартов стали недостижимыми для части школьников.

После создания стандартов, министерство просвещения направило все усилия на развитие системы контроля знаний. Пристальное внимание к системе контроля знаний создало впечатление плохой работы школ. Суета вокруг ЕГЭ полностью завуалировала неразрешимое противоречие между стандартами и применяемыми системами обучения.

Формирование большого количества учебно-методических комплексов (УМК) создало видимость бурной научно-педагогической работы, при этом статус развивающих систем обучения Эльконина — Давыдова и Л. В. Занкова был сведен до уровня заурядного УМК. Это так же скрыло принципиальное противоречие между ФГОС и практикой — в школах массово применяются три системы обучения: традиционная с небольшими модификациями в разных УМК, развивающая система обучения Эльконина — Давыдова и развивающая система обучения Л. В. Занкова.

Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы

Огромное количество курсов, направленных на внедрение приемов работы, соответствующие ФГОС, не привели, да и не могли привести, к какому-либо положительному результату, потому что невозможно в одной системе использовать приемы другой, построенной по абсолютно другим принципам.

Задачи, определенные введенным в октябре 2009 года федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, до настоящего времени не выработаны, переход на технологии (системы) обучения, соответствующие требованиям ФГОС, не осуществлен.

Предлагаемый к принятию в 2020 году ФГОС содержит в себе не только противоречие с действующими УМК, но и фундаментальные внутренние противоречия, что приведет к дальнейшему ухудшению ситуации в образовании.

Что можно сделать

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Публикуем пояснения по использованию учебников УМК «Литературное чтение 1- 4 кл.» Е.И. Матвеевой системы РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Учебники по литературному чтению Е.И. Матвеевой, выпускавшиеся до 2020 г., и новое издание учебников, которое будет выпускаться с 2021 г., в настоящее время находятся в ФПУ.

В авторской мастерской Е.В.Чудиновой в подразделе «Ресурсы» размещено большое количество ссылок на цифровые ресурсы для 1-4 классов по курсу «Окружающий мир», которые пригодятся не только для дистантного обучения.

Мы продолжаем размещать статьи из серии публикаций интернет газеты «Вести образования»об известном педагоге и психологе, последователе традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа 2020 года исполнилось бы 90 лет. Читайте новую статью Зинаиды Лозинг «Как благодаря Василию Давыдову начали серьезно относиться к развивающему обучению»

11 августа 2020 Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел в он-лайн режиме проектный семинар «Введение в новую школьную жизнь: организация смешанного обучения». На семинаре выступила автор УМК «Математика» для начальной школы, развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Эльвира Ивановна Александрова. Предлагаем вашему вниманию текст ее выступления, опубликованный в Интернет газете «Вести образования» 7 типов развивающих видеороликов для работы учителя

Сегодня мы начинаем серию публикаций об известном педагоге и психологе, последователе традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа 2020 года исполнилось бы 90 лет. Читайте первые две статьи: «Воспоминания о Василии Давыдове: «Девчонки смотрели на него влюбленными глазами» и «Учитель – это тот, кто всегда впереди и выше». Продолжение следует.

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) создали теорию и практику обучения младших школьников в форме учебной деятельности.

Они показали, что практически все маленькие ученики могут и хотят самостоятельно и по собственной инициативе исследовать строение числа, слова или любого другого понятия, подлежащего усвоению, открывать существенные свойства этих понятий и действовать с помощью этих понятий при решении задач, которые никогда не решались на уроках.

Однако все это возможно лишь при определенном изменении содержания обучения и при определенном способе взаимодействия учителя с классом, совместно решающим учебные задачи.

Содержание учебного курса, на первый взгляд, остается привычным; перечень изучаемых в системе Эльконина – Давыдова понятий практически не отличается от других учебных курсов по той же дисциплине. Однако в этой системе каждое понятие несет в себе общий способ решения широкого класса практических задач и имеет действенную силу. В частности, понятие позволяет ученикам находить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами и ставить новые учебные задачи. Иными словами, понятия обладают системными свойствами не только для учителя, но и для ребенка.

Основной метод помощи учителя ученикам в системе Эльконина – Давыдова – не давать знаний в готовом виде, например, в виде определений, не давать готовых образцов решения типовых задач, но создать такую ситуацию, в которой дети смогут сами найти новый способ решения задачи и сами определить то новое, что они обнаружили в предмете изучения.

Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Поэтому мотивация учебной работы, глубина понимания и широта круга задач, в которых понятия успешно применяются, значимо выше у тех школьников, которые обучаются по системе Эльконина – Давыдова.

Особое внимание в этой системе уделяется развитию умений учеников действовать совместно, обсуждать разные подходы к решению задачи, аргументировано спорить, находить достоинства и недостатки в каждой точке зрения. Большая работа ведется по формированию детских умений оценивать собственную учебную работу и определять собственные учебные цели.

Сотрудники и ученики Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова воплотили принципы учебной деятельности в современных учебных курсах для начальной и основной школы, построенных в соответствии с требованиями ФГОС. Убедительно доказаны и опубликованы в десятках статей развивающие эффекты системы Эльконина – Давыдова. Школьники, обучавшиеся по этой системе, опережают своих сверстников, обучавшихся по другим образовательным системам, по многим показателям мышления, памяти и воображения.

Очевидно преимущество системы в достижении предметных и метапредметных результатов обучения: умения учиться, понимания художественных и информационных текстов, умения совместно решать задачи и др.

Доктор филологических наук, профессор, cпециалист в области образовательных измерений, сотрудник отдела исследований и аналитики Центра оценивания качества образования. С 1975 года принимала участие в создании системы «Развивающее образование» под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в частности, в разработке и апробации программы обучения русскому языку для начальной школы. Авторская мастерская

Елена Ивановна Матвеева

К.п.н, доцент. Автор программ, учебников и методических пособий по литературному чтению, русскому языку, курсу «Обучение грамоте». Автор развивающих пособий и художественных произведений для детей дошкольного возраста. Эксперт образовательных программ. Тьютор авторских курсов «Эффективное учебное занятие», «Школа смыслового чтения», «Читаем с удовольствием!»

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • эллиптический тренажер программа тренировок
  • элементы программированного обучения относятся к практическим методам
  • элемент экрана windows который обеспечивает пользователю доступ к меню пуск и работающим
  • Элемент управления windows live mesh activex что это за программа
  • элемент в windows form для меню

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии