Закрытая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга, внутричерепные гематомы и т.д.)
Общая информация
Краткое описание
соответствуют зоне перелома.
К проникающим повреждениям относят такую ЧМТ, которая сопровождается переломами костей черепа и повреждением твердой мозговой оболочки мозга с возникновением ликворных свищей (ликвореей).
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
По тяжести состояния больных с ЧМТ – основывается на оценке степени угнетения сознания пострадавшего, наличии и выраженности неврологических симптомов, наличии или отсутствии повреждения других органов. Наибольшее распространение получила шкала комы Глазго (предложенная G. Teasdale и B. Jennet 1974г.). Состояние пострадавших оценивают при первом контакте с больным, через 12 и 24 часа по трем параметрам: открыванию глаз, речевому ответу и двигательной реакции в ответ на внешнее раздражение.
Выделяют классификацию нарушений сознания при ЧМТ, основанную на качественной оценке степени угнетения сознания, где существуют следующие градации состояния сознания:
5. Ушиб мозга тяжелой степени. Утрата сознания длится от нескольких часов до нескольких суток (у части больных с переходом в апаллический синдром или акинетический мутизм). Угнетение сознания до сопора или комы. Может быть выраженное психомоторное возбуждение, сменяющееся атонией.
Выражены стволовые симптомы – плавающие движения глазных яблок, разностояние глазных яблок по вертикальной оси, фиксация взора вниз, анизокория. Реакция зрачков на свет и роговичные рефлексы угнетены. Глотание нарушено. Иногда развивается горметония на болевые раздражения или спонтанно. Двусторонние патологические стопные рефлексы. Имеются изменения мышечного тонуса, часто – гемипарез, анизорефлексия. Могут быть судорожные припадки.
Нарушение дыхания – по центральному или периферическому типу (тахи- или брадипноэ). Артериальное давление или повышено, или снижено (может быть нормальным), а при атонической коме нестабильно и требует постоянной медикаментозной поддержки. Выражен менингеальный синдром.
К особой форме ушибов мозга относится диффузное аксональное повреждение мозга. Его клинические признаки включают нарушение функции мозгового ствола – угнетение сознания до глубокой комы, резко выраженное нарушение витальных функций, которые требуют обязательной медикаментозной и аппаратной коррекции.
Летальность при диффузном аксональном повреждении мозга очень высока и достигает 80-90%, а у выживших развивается апаллический синдром. Диффузно аксональное повреждение может сопровождаться образованием внутричерепных гематом.
6. Сдавление мозга (нарастающее и ненарастающее) – происходит за счет уменьшения внутричерепного пространства объемными образованиями. Следует иметь в виду, что любое «ненарастающее» сдавление при ЧМТ может стать нарастающим и привести к выраженной компрессии и дислокации мозга. К ненарастающим сдавлениям относят сдавление отломками костей черепа при вдавленных переломах, давление на мозг другими инородными телами. В этих случаях само сдавливающее мозг образование не увеличивается в объеме.
В генезе сдавления мозга ведущую роль играют вторичные внутричерепные механизмы. К нарастающим сдавлениям относятся все виды внутричерепных гематом и ушибы мозга, сопровождающиеся масс-эффектом.
Последствия внутричерепной травмы
Общая информация
Краткое описание
К прогрессирующим последствиям относятся нормотензивная гидроцефалия, посттравматический арахноидит, хроническая субдуральная гематома, прогрессирующая посттравматическая энцефалопатия («энцефалопатия боксеров»).
В МКБ-10 черепно- мозговые травмы кодируются в рубрике S.06
Код протокола: H-Т-037 «Последствия внутричерепной травмы»
Для стационаров терапевтического профиля
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
При формулировании диагноза должны быть указаны тяжесть и дата травмы, ведущие клинические синдромы с указанием степени выраженности неврологических нарушений; в ряде случаев целесообразно указывать также состояние компенсации (компенсация, субкомпенсация, умеренная или выраженная декомпенсация), последствия травмы центральной и периферической нервной системы.
В течении ЧМТ выделяют три периода:
Диагностика
Приоритетным методом нейровизуализации является МРТ головы.
Публикации в СМИ
Контрактура суставов
Контрактура суставов — стойкое ограничение подвижности в суставе.
Классификация • По происхождению: •• Врождённая •• Приобретённая • По этиологии: •• Артрогенная — при патологии суставных поверхностей сочленяющихся костей, связок и капсулы сустава •• Болевая (анталгическая) — рефлекторное ограничение движений в суставе при болезненности движений •• Дерматогенная — при обширных рубцовых изменениях кожи •• Десмогенная — при рубцовых изменениях соединительнотканных образований (фасций, апоневрозов и др.) •• Миогенная — при укорочении мышц в результате травмы, воспалительных или дистрофических процессов •• Неврогенная — при нарушениях иннервации •• Паралитическая — при параличе мышцы или группы мышц •• Послеампутационная контрактура — осложнение ампутации конечности в виде контрактуры ближайшего к культе сустава; развивается при неправильной технике операции или при погрешностях послеоперационного ведения •• Профессиональная — контрактура при хронической травматизации или перенапряжении определённых групп мышц в связи с профессиональной деятельностью •• Психогенная (истерическая) — неврогенная контрактура при истерии •• Рефлекторная — контрактура при длительном раздражении нерва, приводящего к возникновению стойкого рефлекса в виде повышения тонуса мышцы или группы мышц •• Рубцовая — контрактура при грубых рубцовых изменениях тканей •• Спастическая — контрактура при центральном параличе (парезе) •• Сухожильная (тендогенная) — контрактура при укорочении сухожилия •• Функционально-приспособительная (компенсаторная) — контрактура, развивающаяся для компенсации анатомического дефекта, например сгибательная контрактура суставов одной ноги при укорочении другой • По характеру: •• Разгибательная — контрактура с ограничением сгибания в суставе •• Сгибательная — контрактура с ограничением разгибания в суставе.
Лечение • Раннее и комплексное • Лечение основного заболевания • ЛФК, физиотерапия (электрофорез с лидазой, ронидазой, фонофорез с гидрокортизоном, динатриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты), массаж • При артрогенных контрактурах — внутрисуставные гидравлические новокаиновые блокады • При безуспешности консервативного лечения — оперативное (артролиз, пластические операции и др.).
Профилактика — пассивная и активная ранняя лечебная гимнастика при заболеваниях, приводящих к формированию контрактур.
МКБ-10 • M24.5 Контрактура сустава.
Приложение. Артрогрипоз — врождённые множественные контрактуры вследствие недоразвития мышц конечностей. Различают несколько генетических разновидностей, в частности аутосомно-доминантные формы (*108110; 108120 [9p22–9q22.3, дефект гена AMCD1] — артрогрипоз множественный врождённый, дистальный, тип 1; 108130; 108140; 108145; 108200), аутосомно-рецессивные (*208080; 208081; 208100 [5q35, дефект гена AMCN1]; 208110; 208150; 208200) и X-сцепленные (*301820; 301830 [Xp11.3–Xq11.2, дефект гена AMCD] — артрогрипоз множественный врождённый, дистальный) « Амиоплазия врождённая « Артромиодисплазия врождённая. МКБ-10 • Q74.3 Врождённый множественный артрогрипоз
Код вставки на сайт
Контрактура суставов
Контрактура суставов — стойкое ограничение подвижности в суставе.
Классификация • По происхождению: •• Врождённая •• Приобретённая • По этиологии: •• Артрогенная — при патологии суставных поверхностей сочленяющихся костей, связок и капсулы сустава •• Болевая (анталгическая) — рефлекторное ограничение движений в суставе при болезненности движений •• Дерматогенная — при обширных рубцовых изменениях кожи •• Десмогенная — при рубцовых изменениях соединительнотканных образований (фасций, апоневрозов и др.) •• Миогенная — при укорочении мышц в результате травмы, воспалительных или дистрофических процессов •• Неврогенная — при нарушениях иннервации •• Паралитическая — при параличе мышцы или группы мышц •• Послеампутационная контрактура — осложнение ампутации конечности в виде контрактуры ближайшего к культе сустава; развивается при неправильной технике операции или при погрешностях послеоперационного ведения •• Профессиональная — контрактура при хронической травматизации или перенапряжении определённых групп мышц в связи с профессиональной деятельностью •• Психогенная (истерическая) — неврогенная контрактура при истерии •• Рефлекторная — контрактура при длительном раздражении нерва, приводящего к возникновению стойкого рефлекса в виде повышения тонуса мышцы или группы мышц •• Рубцовая — контрактура при грубых рубцовых изменениях тканей •• Спастическая — контрактура при центральном параличе (парезе) •• Сухожильная (тендогенная) — контрактура при укорочении сухожилия •• Функционально-приспособительная (компенсаторная) — контрактура, развивающаяся для компенсации анатомического дефекта, например сгибательная контрактура суставов одной ноги при укорочении другой • По характеру: •• Разгибательная — контрактура с ограничением сгибания в суставе •• Сгибательная — контрактура с ограничением разгибания в суставе.
Лечение • Раннее и комплексное • Лечение основного заболевания • ЛФК, физиотерапия (электрофорез с лидазой, ронидазой, фонофорез с гидрокортизоном, динатриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты), массаж • При артрогенных контрактурах — внутрисуставные гидравлические новокаиновые блокады • При безуспешности консервативного лечения — оперативное (артролиз, пластические операции и др.).
Профилактика — пассивная и активная ранняя лечебная гимнастика при заболеваниях, приводящих к формированию контрактур.
МКБ-10 • M24.5 Контрактура сустава.
Приложение. Артрогрипоз — врождённые множественные контрактуры вследствие недоразвития мышц конечностей. Различают несколько генетических разновидностей, в частности аутосомно-доминантные формы (*108110; 108120 [9p22–9q22.3, дефект гена AMCD1] — артрогрипоз множественный врождённый, дистальный, тип 1; 108130; 108140; 108145; 108200), аутосомно-рецессивные (*208080; 208081; 208100 [5q35, дефект гена AMCN1]; 208110; 208150; 208200) и X-сцепленные (*301820; 301830 [Xp11.3–Xq11.2, дефект гена AMCD] — артрогрипоз множественный врождённый, дистальный) « Амиоплазия врождённая « Артромиодисплазия врождённая. МКБ-10 • Q74.3 Врождённый множественный артрогрипоз
Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей в МЦ CORTEX.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возраст: частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии.
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД.
Перечень нозологических форм, рассматриваемых по МКБ 10 в рамках ММД.
Причины развития минимальной мозговой дисфункции до конца не выяснены.
Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:
• гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;
• различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;
• анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;
• угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;
• любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;
• недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;
• слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;
• повреждение спинного мозга в процессе родов;
• недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;
• развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.
ММД наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах. Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.И дело вовсе не в том, что ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.
Клинические проявления при минимальной мозговой дисфункцииразличны в зависимости от возраста ребенка:
У младенцев основные симптомы ММД следующие:
• повышенная плаксивость и капризность;
• учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
• наличие спазмов и судорог;
• расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: частое срыгивание, понос и пр.;
• трудности со сном и засыпанием.
Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста:
Гиперактивность и синдром дефицита внимания:
— ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
— ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
— часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
— вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
— возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).
Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.
Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития.
— К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи.
— Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции.
— Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.
Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД комплексное и включает несколько направлений:
— Психолого-педагогические мероприятия:
1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин).
Однако вышеуказанные методы, воздействует на отдельные симптомы ММД, не влияют на причины заболевания в целом и, как следствие, невсегда дают выраженный положительный эффект в целом.
1. Нейропротективная терапия для регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.
2. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.
3. Дифференцированный сегментарный массаж, способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.
5. Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;
6. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.
7. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS по методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.
В процессе комплексного лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление. В ходе лечения удаётся значительно улучшить речь, поведение, дети становятся спокойнее, лучше усваивают новую информацию, повышаются успехи в школе.
Очень важно раннее выявление и коррекция симптомов минимальной мозговой дисфункции, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители, педагогии врачи взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.
Как обозначают стенозирующий лигаментит по МКБ
Болезнь Нотта – это серьезное заболевание сухожильно-связочной зоны кисти, характеризующийся блокировкой пальца в согнутом или разогнутом положении. При этом наблюдаются следующие негативные проявления:
Болевой синдром развивается как при остром, так и при хроническом течении. Он часто проявляется при нагрузке, но наблюдается и в состоянии спокойствия. Врачи рекомендуют обращаться в медицинское учреждение при наличии любых малейших проявлений. Код по МКБ 10 для стенозирующего лигаментита в международном перечне был назначен уже давно, так как эта проблема доставляет огромное количество неудобств, особенно на финальных стадиях.
При прогрессировании синдрома щелкающего пальца цена операции увеличивается. Если же обратиться за помощью вовремя, можно обойтись консервативным лечением без хирургического вмешательства. На последней степени начинает формироваться контрактура (полное сковывание возможностей пораженной части), поэтому только ранее обращение к хирургу гарантирует полное выздоровление.
Диагностика стенозирующеголигаментита кисти по коду МКБ 10
Лечебные и диагностические манипуляции по данной болезни выполняются хирургом или ортопедом. При обращении врач осуществляет осмотр, который позволяет быстро распознать и определить проблему. Среди основных факторов для установки кода МКБ 10 стенозирующего лигаментита кисти присутствуют:
При наличии подобных признаков хирург отправляет пациента на дополнительную сдачу анализов и рентген. Комплексное обследование позволяет точно установить диагноз, а также сформировать рекомендации по дальнейшем действиям.
Особенности лечения болезни Нотта в Москве варьируются в зависимости от сложности и особенностей протекания заболевания. Вам может быть назначена консервативная или хирургическая методика, но чем раньше вы обратитесь за помощью, тем ниже риск потребности проведения операции.
Амбулаторная хирургии. Справочник дли врячей/пол рел проф. Гриценко В.В., проф. Игнатова Ю.Д. 2002
Бабаева А.Р. Современные подходы к патогенетической терапии заболеванийвнутрисуставных мягких тканей
Голобородько С.А. Щелкающий палец (описание случая^ СЛ. Голобородько //Ортопедия, травматология и протезирование