Код поселка ола магаданской области
Население: 6,205 тыс. чел. (2016)
Часовой пояс: UTC+11
Телефонный код: +741341
Почтовый индекс: 685910
Ближайший аэропорт: Сокол
Ола – посёлок городского типа в 34 километрах от Магадана, районный центр. С областным центром Ола связана автомобильной дорогой. Ранее, до прокладки дороги и постройки моста через реку Ола населённые пункты связывало регулярное авиасообщение. Ныне на месте аэродрома находятся жилые дома. Посёлок лежит на побережье Охотского моря, в северной части Тауйской губы, к востоку от устья Олы.
История
Ола – одно из старейших поселений региона. Оно возникло в 1645 году как один из опорных пунктов русских землепроходцев в этом суровом крае. Ола долгое время было рыбацким поселением, где проживали в основном оседлые коренные жители, главным образом, эвены. В 1928 году Ола стала районным центром. Тогда же здесь наблюдался резкий рост населения. Вызван он был «золотой лихорадкой», что разразилась на Колыме. Ола стала главным перевалочным пунктом для старателей. Дошло до того, что в поселении закончились продукты питания.
В 1957 году Ола преобразована в посёлок городского типа. В тот же период появилось немало инфраструктурных объектов. К рыбной ловле – основному местному промыслу – добавилось сельское хозяйство. Совхоз Олы был передан под юрисдикцию аграрного НИИ Северо-Востоке. Здесь выращивали картофель, свеклу, морковь. Также разводили птиц и крупный рогатый скот, при этом совсем забросили традиционное для коренных народов оленеводство. Кроме того, в Оле открыли сельскохозяйственный техникум – единственный в своём роде в области. Объектами культуры в Оле являются историко-краеведческий музей и дом культуры.
Код поселка ола магаданской области
Население — 6302 жителя (2010).
Содержание
География
Посёлок расположен в 27 км к востоку от города Магадан, в устье реки Ола, на побережье Тауйской губы Охотского моря.
История
Населённый пункт основан в 1645 году.
4 января 1926 года Ола стала центром нового района. Председателем райисполкома был приглашен коммунист М. Д. Петров. К этому времени через Олу отправляются на Колыму старатели, прослышавшие о золоте.
В сборнике рассказов Варлама Шаламова «Перчатка, или КР-2» есть рассказ «Путешествие на Олу»:
Статус посёлка городского типа — с 1957 года.
Климат
Население
Численность населения
1959 [2] | 1970 [3] | 1979 [4] | 1989 [5] | 2002 [6] | 2010 [7] |
---|---|---|---|---|---|
3842 | 6295 | 8223 | 10122 | 6842 | 6215 |
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ола» в других словарях:
ОЛА — «Общеславянский лингвистический атлас» Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ОЛА орбитальный летательный аппарат косм. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб.… … Словарь сокращений и аббревиатур
Ола — Виола Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
ғола — [غاله] ҷузъи пасини баъзе калимаҳои мураккаб, ба маънои хурд: бузғола, досғола … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Ола — посёлок городского типа, центр Ольского района Магаданской области РСФСР. Расположен при впадении р. Ола в Тауйскую губу Охотского моря, в 35 км к В. от Магадана. Рыбокомбинат, производство стройматериалов. С. х. техникум … Большая советская энциклопедия
Ола — Sp Alà õs Ap Ала/Ala baltarusiškai (gudiškai) Ap Ола/Ola rusiškai L u. V Baltarusijoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė
Ола — Ола, посёлок городского типа в Магаданской области, центр Ольского района, в 34 км к востоку от Магадана. Расположен при впадении р. Ола в Тауйскую губу Охотского моря, в 1500 км от железнодорожной станции Ванино. Население около 8 тыс.… … Словарь «География России»
Ола — река Приморской области, вытекает из Буреинского хребта, течет извилисто к северо западу, затем к юго западу и впадает слева в Бурею. Длина около 50 верст … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ОЛА — см. обучающий лингвистический автомат … Толковый переводоведческий словарь
іола — и, ж. Норвезька промислова легка шлюпка … Український тлумачний словник
Јола — (грч. lole) мит. во старогрчката митологија: ќерка на кралот Еврит која Херкул ја побарал за жена, и покрај тоа што бил оженет за Дејанира таткото на девојката го одбил и Херкул се одмаздил на суров начин … Macedonian dictionary
Кола, Олра, Олари: поселок у Охотского моря без даты рождения
Открытая эвенами, русскими мореходами или тунгузами Ола, история которой теряется в веках, сегодня – одна из ведущих территорий Колымы
Одно из старейших поселений Колымы оставляет за собой право на тайну рождения. Нет единой версии, кто же именно и главное когда открыл Олу: историки склоняются и к оленным людям, которые нашли реку, обильную рыбой, и разбили здесь село, и к мореходу Никифору Треске, искавшему морской путь на Камчатку, а обнаружившему Олу. Тем не менее именно 1716-й, когда в рыбацком поселении побывала команда кормчего Трески, сегодня принято считать годом рождения Олы. Даты появления на свет поселка также нет, однако с 2000 года, согласно постановлению и.о. главы Ольской районной администрации Петра Казакова, празднование Дня рождения случается в последнюю субботу августа. О рождении, истории имени, «золотом» времени Олы — в обзоре ИА MagadanMedia.
Старый тунгус сказывал:
Давным-давно орочи, оленные люди, жили в верхнем мире, в горах, где мать-земля мягким мхом расстилалась, где рос корень жизни — ягель. Где ягель, там олени. Где олени, там и оленные люди. Олень — пища и одежда ороча, его дом — из оленьих шкур. Так они жили, и много оленей у них было — полная долина.
Но однажды, в долгую зимнюю ночь, вспыхнули шесть радуг. И погасли звезды, и запылали багровые сполохи. Они взметнулись огненными столбами, а потом зелеными лентами стали извиваться по черному небу.
Невиданное сияние взволновало оленных людей. Шаманы изрекали: шесть радуг — знамение Евоена, бога и праотца орочей, сполохи — его лицо в гневе, зеленые ленты — его волосы. И пророчили шаманы всякие беды. И собаки выли.
А когда сияние погасло, с полуночной стороны налетел сильный и холодный ветер. Все завихрилось и закружилось в бешеной снежной пляске. Пурга разметала чумы. Пурга погнала оленей в полуденную сторону, и туда же, гонимые ветром, побрели люди и собаки.
Много дней и ночей шли олени, собаки и люди. Изнемогали, падали, поднимались. Поднимались не все, только сильные. Разбрелись и потерялись в пурге олени. Остались лишь собаки и люди. Безоленные, голодные, измученные, люди собрались умирать и вскарабкались на высокие горы.
Но тут пурга улеглась, и люди увидели с гор в полуденной стороне другой, нижний мир. В полуденном нижнем мире зеленела широкая долина, быстрая река бежала по долине к морю. А море было большое и синее, как небо.
И еще увидели люди: река от гор до моря бурлит и кишит рыбой. Голодные люди бросились в нижний мир с радостными криками:
— Олра! — Что значит — рыба.
Олра спасла людей и собак от смерти.
Рыба шла вверх, на нерест. Шла так густо, что терлась одна о другую, вытесняв одна другую на берег и в кровь разбивалась о камни. Рыбу ловили без всяких снастей. Входили в реку, хватали за жабры, за хвосты и выбрасывали на берег.
Здесь, в нижнем мире, на берегу реки и моря люди поставили из лиственничных жердей чумы, покрыли их вместо оленьих шкур корьем и землей. Рыбы запасали вдоволь и для себя, и для собак. Другой пищи не знали.
Так оленные люди, орочи, бродячие тунгусы, потеряв оленей, отказались от вольного кочевья и сели на устье реки, у моря. Стали морскими людьми, ламутами, сидячими тунгусами. А все они: и орочи, и ламуты — эвены, от одного праотца Евоена. А реку так и называли — Олра. Русские люди перекрестили ее в Олу. Так и поселение нарекли — Ола.
Улица Набережная старой Олы. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Так описывает в своей книге «Золотая Колыма» появление Олы историк и писатель Герман Волков.
Откуда есть пошла Ола.
Истории появления селения Ола весьма разнятся. Например, как пишет старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН Александр Козлов, дата возникновения такого села, как Ола, сегодня окружного центра, по сути дела, теряется в глубине веков. Безусловно, самые первые и самые старые поселки Магаданской области, в том числе и Ола, были основаны русскими первопроходцами и мореходами. Несомненный патриарх среди них Тауйск, ведущий свое начало от Тауйского зимовья (потом острога, который несколько раз переносился), основанного казаками Михаила Стадухина в сентябре 1653 года Затем были Ямский острог и Гижигинская крепость.
Что касается Олы, то, возможно, что первым из числа русских землепроходцев и мореходов, кто побывал в районе Олы и пересек одноименную речку, был казацкий отряд того же Михаила Стадухина. Произошло это не ранее 1653 года. Однако сама речка Ола была нанесена на «Чертеж Камчатки Ремезова — Атласова» только спустя почти полвека.
Вероятно, что тогда же или чуть раньше здесь стали появляться эвенские переселенцы (их называли тунгусами), враждовавшие с корякскими племенами. В 1702 году приказчик Тауйского зимовья Степан Осипов сообщал в вышестоящую инстанцию: «Приходили с Олы реки пешие тунгусы Абдарского роду Кагун с родниками, Бодыня с родниками и прошали у меня, Стеньки, служивых людей идти в коряки и призывать неясачных коряк к ясачному зимовью».
Общий вид селения Ола. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Тем не менее 300-летие Олы, которое отмечается сегодня, принято отсчитывать от 1716 года, когда в селении побывала команда Никифора Трески (мореход. В 1716—17 годах участвовал в экспедиции К. Соколова, положившей начало судоходству по Охотскому морю – прим. MagadanMedia). Люди искали морской путь на Камчатку, но забрели в рыбацкое поселение, где жили оседлые тунгусы.
Этой же версии придерживаются и авторы документального фильма «Моя Колыма: Ола», выпущенного в 2007 году (автор и режиссер Игорь Дадашев, оператор-постановщик Павел Степанов).
Но в то же время большинство историков утверждает — эта дата неправильная. История Олы началась гораздо раньше.
Так в историко-краеведческом очерке «Ола» Виктор Резиновский отмечает, что еще в 1846 году охотский исправник доносил по инстанциям: «. Ольское селение образовалось и населено тунгусами, потерявшими от разных случаев оленей. Оседлая жизнь обратила их к занятиям честным. Они живут и говорят по-русски». К тому времени возраст Олы уже приближался к двумстам годам.
«. Потеряться во тьме веков не дала поселку своенравная горная речка Ола. Реки всегда были дорогами, перед ними расступались тайга и тундра, они были кормилицами, порою единственными, особенно в прошлом. «А те реки собольные, зверя всякого много, и рыбные. А рыба большая, в Сибири такой нет. кунжа, голец, кета, горбуня, столько де ее множество, только невод запустить — и с рыбою никак не выволочь» — читаем мы в одной из казачьих «отписок» стадухинских времен.
Вот и теснились к речным берегам те, кто устал кочевать, лучшую долю искать. Здесь встречались народы малые и великие. Правда, часто встречи эти не отличались дружелюбием.
По данным историка И.С. Гурвича, в 1669 году из Охотска на Тауй и Олу для «приведыванья» коряков отправился отряд казака Константина Дмитриева, который был уничтожен. Находим также в документах упоминание о том, что в середине XVII века по реке Оле живут коряки, «а бой у них лучной и бросают-де из ременья каменьем, а стрелы-де у них деланы из кости моржового зуба».
У И.С. Вдовина есть строки о трехстах оседлых жителях «. в острожке за Олой, если идти с юга» (1685 год). Но все эти данные приблизительны.
Пожалуй, первым, кто прямо сказал о селении в устье реки Олы, был Тимофей Шмалев, главный командир Камчатки, пробиравшийся летом 1774 года из Гижигинска в Охотск. На месте сегодняшнего окружцентра он увидел десяток юрт.
Первый съезд колхозников. Делегация Ольского района, 1934 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Четырнадцатью годами позднее прибыл сюда первый иностранный гость Крайнего Северо-Востока и Якутии французский консул Лессепс. «Находившийся при графе Перузском (так именовался знаменитый путешественник, известный нам под именем Лаперуза) в должности королевского переводчика», он в своих записках «Путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири», изданных в начале XIX века, упоминает и «тунгусский острожек» Олу, пишет о трогательной заботливости и гостеприимстве ольчан.
Прибытие Лессепса, будущего полицмейстера Москвы периода наполеоновского нашествия, было, безусловно, событием знаменательным, но и помимо него жителям острожка было над чем поломать голову. Оспенное поветрие в 1768 году, война с чукчами, с 1747 года восемь раз возобновлявшаяся, повальные болезни (последняя в 1799 году) буквально опустошили край.
Мудрено ли, что это селение мимоезжие люди перестали отмечать в дневниках?!
Например, И.И. Редовский, посетивший Охотское побережье в 1806—1807 годах, в перечне населенных пунктов называет даже Наяхан, где жили 18 коряков, а Олу — нет. Впрочем, что об этом говорить, когда плотность населения Охотско-Камчатскою края в начале века равнялась «0,03 души на квадратную версту»!
Но маленькая деревушка на краю огромного моря-океана не думает умирать. Ее обходят стороной государевы хлопоты и государевы люди. В Охотске обосновалось уездное начальство, в Петропавловске — губернское, вокруг торопливо укрепляют остроги и «крепостцы». А тут сравнительно спокойно текут годы.
Позже исследователи отмечали, что именно в Оле стали заключать брачные союзы коряки и эвены, непримиримые в прошлом враги.
В 1826 году население Олы превысило полсотни человек. Они владели пятью лошадьми и 20 коровами. Через два десятилетия все здешние семьи сажали картофель, собирая от пяти до 15-ти пудов с пуда посаженного. Их приверженность своей земле, тяга к ней отозвались в эвенском языке особым словом. «Мэнэл, мэнэ» — «сидячие, живущие на одном месте» называли кочевники ольских жителей. Еще всегда подмечали их тесную дружбу. Среди эвенских «родовичей» они дольше всех сохраняли традиции артельного промысла морского зверя и птицы.
Однако ветер времени все чаще проносился по ольским берегам по мере того, как налаживалось сообщение между уездным и губернским центрами. Он занес сюда даже декабриста — осужденного по восьмому разряду на поселение в Гижигу — подпоручика Николая Федоровича Заикина. Пройдя долгой «стезею страдания и скорби», проехав Якутск и Охотск, он именно в Оле получил приказ повернуть назад и осесть в Витиме Иркутской губернии.
А вот историк А.И. Алексеев рассказывает совершенно иную точку зрения, связанную с открытием морского пути на Камчатку. Он сообщает: «В июне 1716 года «Восток» вышел из первого русского тихоокеанского порта Охотск в первый поход по Охотскому морю на Камчатку.
Несмотря на компас, имевшийся на лодье (так она правильно называлась), мореплаватели плыли в видимости берега, который все время смотрел на них своими угрюмыми высокими скалами, редко перемежающимися небольшими песчаными пляжами и речными долинами. Одно неосторожное движение в управлении судном — и можно было оказаться в опасном соседстве с каменистым берегом. Особую осторожность надо было соблюдать и потому, что никаких мореходных карт Охотского моря не было.
Здание Ольского райисполкома, 1950 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Приходилось больше доверяться собственному «морскому чутью» и рассказам служивых, уже бывавших в этих местах. В таких условиях самой ответственной была роль мореходов во главе с Никифором Треской. Мореплаватели благополучно прошли до Тауйской губы, правя все время на северо-восток. Так добрались до реки Олы. Выйдя оттуда за полуостров, называемый теперь Кони, решили по-прежнему править на северо-восток, но тут судно попало в полосу свежего ветра, дувшего по направлению к Камчатке, и, подхваченное им, вскоре оказалось неподалеку от устья реки Тигиль, на виду мыса Утколокского (или, может быть, Омгона). Берег оказался крутым и каменистым, жителей не было видно, и потому подходить к берегу не решились. Но не так скоро удалось попасть на землю. Охотское море оправдало свою славу бурного и изменчивого.
Ветер переменился, задул с большей силой и отнес путешественников снова к противоположному — охотскому берегу, почти туда, откуда они пришли. Чтобы не выбросило на берег, пришлось отдавать якорь и остановиться в ожидании прекращения шторма. Когда погода наконец улучшилась, судно снялось с якоря, добралось до устья реки Тигиль и встало там на якорь. Несколько казаков пошли к видневшимся вдалеке юртам. Но, очевидно, напуганные видом приближающегося к берегу судна, жители разбежались. В юртах никого не было, и казаки возвратились. Судно снова снялось с якоря и через день подошло к устью реки Хариузовки. Здесь подойти к берегу не удалось, и, проведя всю ночь в море, судно на следующий день прибыло к реке Ича.
И тут также не оказалось ни одной живой души. Даже юрт здесь не увидели. Тронулись в дальнейший путь вдоль берега. У реки Крутогоровой казаки встретили «камчадальскую девку, которая на поле собирала коренья на пищу». С ее помощью разыскали камчадальские юрты, в которых оказались и казаки, собиравшие ясак. Некоторые из них служили проводниками при вводе судна в устье реки Компаковой. О возвращении обратно в Охотск в этом году не могло быть и речи. Решили остаться на зимовку. «
Как видим, по описанным А.И. Алексеевым событиям, можно понять, что поселка Ола во время открытия морского пути на Камчатку просто не существовало.
Впервые селение Ола упоминается в уникальной описательной работе «Примечание, учиненное капитаном Шмелевым, о бывших в прежние времена в здешних отдаленных местах сухопутных и водяной коммуникации трактов, когда оные начались також и когда инным промер был, тож и место от места в каком расстоянии, от части и о впадающих в Пенжинское море реках и о способности во оные ко входу морских судах годном лесу, начиная от Охоцка, потом о Камчатке, Гижигинской крепости, о бывшем Анадырском остроге от Якуцка к Охоцку и на Колыму трактов с некоторыми примечаниями 1775-го генваря 27 дня«.
В данный период в Оле насчитывалось с десяток строений — жилищ эвенского типа. «Главный командир Камчатки» Тимофей Шмалев побывал здесь летом 1774 года.
Спустя несколько лет, весной 1778-го, Олу посетил и первый иностранец — участник экспедиции французского адмирала Жана де Лаперуза сын французского консула в Петербурге Жан-Батист Бартеломео де Лессепс, который начал свое путешествие из Петропавловска-Камчатского 7 октября 1777 года и далее следовал по побережью. Впоследствии он написал свое «Путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири». В ней Бартоломей Лессепс рассказывает:
На другой день, около трех часов прежде полудня, остановился я в Оле, остроге тунгузском, который от Сиглана находится в 140 верстах. Он стоит на гладком песчаном берегу, при устье реки Олы, которая, расширяясь в сем месте, представляет небольшую гавань, к которой тунгузы уходят во время больших морозов.
Они оттуда вышли за несколько дней перед сим и перешли в десять юрт, которые составляют деревню Ола, и в которых они живут в теплое время.
Праздник в Оле. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Думается, что данные сведения являются уникальными. Они-то как раз и рассказывают о начальном периоде в жизни Олы, и в связи с этим нет необходимости относить ее возникновение к 1716 году. По крайней мере это исторически неверно. Именно такой точки зрения придерживается старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН Александр Козлов.
Что же касается того, когда Ола получила известность на Северо-Востоке, то это произошло только к концу XIX века. В «Экономическом обзоре Охотско-Колымского края» А.А. Прозорова, относящемся к 1902 году, говорится:
Не прошло еще семи лет с тех пор, что первое паровое судно посетило малоизвестное селение Ола, заброшенное в один из заливов огромной Тауйской губы, как этот пункт занял уже одно из первых мест среди портов Охотского моря.
«Оно состоит как бы из трех частей: вдоль морского берега, на расстоянии приблизительно одной версты от воды, тянется ряд тунгузских юрт, кругом их бродят олени, указывая на то, что население этих юрт кочевое, в версте от этих юрт видна группа домов в количестве до 20, занятых оседлым населением Олы: священник, казаки, торгующие и прочие постоянные жители; все эти постройки — прочные, рубленые избы; однако во время хода рыбы и заготовки ее на зиму жители временно переселяются к самой реке — и так как они проводят здесь летние месяцы, целые сутки поглощенные заготовкой на зиму корма себе и собакам, которых держат главным образом для почтовой гоньбы, то по берегу вытянулся целый ряд временных летних балаганов для жилья и вешал для просушки рыбы. «.
Кола, Олра, Олари — истории названия Олы
По поводу самого названия Ола существует несколько версий и объяснений. Уроженец этого села эвен Агапит Алексеевич Кочеров донес до наших дней очень интересное предание, услышанное им в детстве от предков, настаивающих на его достоверности. Согласно ему, когда-то очень и очень давно к устью одной из речек Охотского побережья стали прикочевывать появившиеся в этих местах оленные орочи (эвены). Еще при спуске с последней сопки они увидели эту речку, впадающую в удобную лагуну. Не долго гадая, по первому впечатлению эвены присвоили ей название Кола. В переводе на русский язык оно читается как «ковш» и позволяет задуматься о первопричине его появления.
Впоследствии, говорил Кочеров, слово «кола» исказилось и стало произноситься просто «ола».
Другое происхождение этого же слова связывается с обилием рыбы в речке, которой она славится и до нашего времени. Так, доктор геолого-минералогических наук П.В. Бабкин указывает: «Предполагают, что, когда эвены увидели рыбу, они воскликнули «Олра!», что по-эвенски значит «рыба». Затем это слово потеряло одну букву и стало известной нам Олой».
Возможно, так и было, но вот кандидат филологических наук К.А. Новикова первоначально считала, что «Ола» или «Олари» с эвенского переводятся как брод.
Затем она перестала настаивать на данном переводе и уже в совместном с кандидатом исторических наук В. В. Леонтьевым фундаментальном труде «Топонимический словарь Северо-Востока СССР» пишет: «Необходимо иметь в виду, что к приходу русских казаков на побережье Охотского моря от Пенжинской губы и на юг до залива Ушки жили коряки, которые занимались рыболовством и морским промыслом. Коряки — древние поселенцы Охотского побережья. Эвены же считались таежными жителями, занимались охотой и оленеводством и в летнее время выходили на побережье для ловли рыбы. Возможно, что и название Ола относится к корякско-чукотскому языку и происходит от основы — куул/коол, что означает гидроним, т. е. определенный водоток. Основа этого топонима широко распространена по всему Северо-Востоку».
Однако предположение всегда является предположением. Вместе с тем можно не сомневаться, что именно удобное место, близость воды и рыбы привели к тому, что сначала коряки, а затем и эвены действительно обосновались в районе Олы. В Санкт-Петербургском отделении архива Российской академии наук хранятся примитивные географические чертежи шести рек: Тауя, Яны, Армани, Олы, Сиглана и Ямы.
Они относятся к началу 1740-х годов. На одном из чертежей вверху стоит надпись:
Река Ола, вершиною между сивер и встоку, а устьем во обетник, ширины устье 20 сажен. Глубины на убылой воде полсажени». В то же время в устье реки Олы изображены постройки и подписано: «Юрты иноземческие коряцки».
Вполне возможно, что они в данном районе тогда еще появлялись только в летний период, когда открывался рыбный сезон, и местные жители занимались заготовкой рыбы на зиму.
XX век: Ола — территория успеха
В начале XX века Ола вошла в состав Ольской волости Охотского уезда Петропавловской губернии Приамурского края. Почтового отделения тогда не было, отсутствовали телефонная и телеграфная связь. Коммуникация проходила через Тауйское почтовое отделение. Поселок был удален от крупных культурных центров Дальнего Востока, и весть об Октябрьской революции 1917 года дошла с большим опозданием. Лишь в феврале 1920-го в Оле избрали ревком, но его деятельность была кратковременной, поскольку экспедиционный корпус белогвардейцев, высадившийся в Оле, захватил власть на Охотском побережье.
1 мая, 1932 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
В 1923 году был учрежден Ольский волостной революционный комитет, открылась изба-читальня, фактория ОКАРО, созданы комитеты содействия Советской власти и крестьянской взаимопомощи, потребительский кооператив и комиссия по составлению эвенского словаря.
Площадь Ленина. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
А 4 января 1926 года Ола становится центром нового района. 19 марта был избран Ольский сельсовет, его первым председателем стал камчадал Василий Замиралов.
3 июля 1928-го на побережье Охотского моря, недалеко от поселка Ола высадилась первая Колымская геологоразведочная экспедиция из 22-х человек. Возглавляли ее инженер-геолог Юрий Билибин и геолог и государственный деятель Валентин Цареградский.
На побережье Охотского моря, недалеко от поселка Ола, 3 июля 1928 года высадилась первая Колымская геологоразведочная экспедиция. Фото: Из социальных сетей
В сентябре 1928 года отряд экспедиции достиг Среднекана и организовал свою первую базу на ключе Безымянном. Зимой ниже устья ключа Безымянного было найдено месторождение с высоким содержанием металла. Именно с этого момента начинается эпоха планомерного освоения Колымы. В эти годы изменилась и жизнь Олы.
Первая Колымская геологоразведочная экспедиция по пути в бухту Нагаева, 1928 год. Фото: Архив Александра Глущенко
Однако, расположенный рядом поселок Нагаево с глубоководным портом стал более интересен, а потому роль Олы, как стартовой площадки для освоения территории, постепенно начала падать.
Возле Дома быта, 1964 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Старый мост через реку Ола, 1960-е годы. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Ольский райбыткомбинат, 1950-е годы. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Районная доска почета. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Старый мост через реку Ола. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Однако, уже в начале 30-х годов был создан колхоз «Путь Севера» и Ольский пункт Главного управления строительства на Дальнем Востоке. Причал, дороги, теплицы сооружались ударными темпами.
Однако к середине 1930-х годов Ола значительно изменилась, благодаря деятельности Дальстроя. В поселке появились автомобили, тракторы, дизельные электростанции. Трудоспособная часть жителей была занята на рыбных промыслах, ловле морского зверя и теплично-парниковом хозяйстве. Работали столовая, пекарня, два ларька, баня, прачечная, портновская сапожная и кузнечно-слесарная мастерские, школа первой ступени, почта и телефонная станция.
Ольская начальная школа, 1920 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
В тяжелые военные годы поселок перешел на самоснабжение, его жители, как и все северяне, трудились под лозунгом «Меньше брать у государства, больше дать государству!».
Здание Ольского райисполкома, 1950 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
В 50-е годы Ола становится ведущим по вылову и переработке рыбы. Ольский рыбокомбинат, включавший рыбозаводы Атаргана, Сахарной Головки, Богурчана, Сиглана, Усть-Олы, обслуживали плавбазы «Днепр» и «Де-Кастри».
Однако, не только дарами моря прославился поселок: совхоз «Ола», объединившийся с колхозом «Путь Севера», давал картофель, морковь, свеклу, продукцию птицеводства. К 1960-му году была создана областная опытная сельскохозяйственная станция.
Областная опытная сельскохозяйственная станция. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
При ней действовала заочная аспирантура. С переводом в Олу в 1964-м сельскохозяйственного техникума, сюда приезжают для обучения представители многих национальностей с Магаданской области, Камчатки, Якутии.
В 80-е годы Ола стала центром административного приморского аграрного района Магаданской области. Это был рабочий поселок городского типа с населением около 9 тысяч человек.
Праздничная торговля в Доме культуры, 1980 год. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
В нем располагались рыбозавод, РСУ, завод строительных материалов, УМС, механизированная передвижная колонна, ОПХ, райбыткомбинат, редакция районной газеты «Рассвет Севера», птицефабрика, лесхоз, сдан в эксплуатацию рыбоводный завод.
В поселке работали три школы, районный Дом культуры, кинотеатр, районная больница и поликлиника, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, краеведческий музей.
Вот как рассказывает об Оле тех времен героиня документального фильма «Моя Колыма: Ола», выпущенного в 2007 году (автор и режиссер Игорь Дадашев, оператор-постановщик Павел Степанов).
По воспоминаниям старожилов, это было «золотое» время Олы.
Магазин Книга. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
С утра до вечера в поселке работали стадион и хоккейная коробка, которая располагалась, кстати, как и сейчас, на стадионе.
Первомай в Оле. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
Магазины, в том числе книжный и знаменитый двухэтажный универмаг, отвечали потребностям советского покупателя.
Ресторан «Якорь» пользовался особой популярностью у ольчан. А кино можно было посмотреть как в кинотеатре «Родина», так и в доме культуры.
Жители поселка Ола с теплотой и любовью вспоминают «Родину»:
Помню первый фильм, на который меня водил отец — это был «Фантомас». Сейчас точно не скажу, сколько было сеансов в день, что-то около пяти. Попасть на премьеру было почти невозможно, новые фильмы смотрел весь поселок по несколько раз.
Билет на детский сеанс стоил 10 копеек, а на взрослый — 25 копеек, на вечерний — 50. Кроме того, продавались и абонементы на сеансы: были утренние на 10.30, дневные и вечерние — самые дорогие.
В кинотеатре было около 400 мест и большой экран. Премьеры фильмов шли одновременно с магаданскими кинотеатрами.
Посадка деревьев в Оле. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
А еще гостями Олы традиционно становились «звезды», посещавшие Магадан. Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, выступавшие в областном центре, также пели и на сцене ДК рыбацкого поселка.
Эта традиция неизменна и сегодня.
День поселка, начало 2000-х годов. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея
День поселка, начало 2000-х годов. Фото: Из архива Ольского краеведческого музея