Минтранс России напомнил, какие категории водителей должны повышать свою квалификацию
val_th / Depositphotos.com |
Минтранс России указывает, что в действующем законодательстве отсутствует общее требование о повышении квалификации водителей (письмо Министерства транспорта РФ от 12 марта 2020 г. № Д3-511-ПГ). Такая обязанность установлена только для следующих категорий водителей:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Примечательно, что в ведомстве не упомянули о п. 2 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) обязаны в том числе создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. До декабря 2018 года это требование распространялось вообще на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших эксплуатацию транспортных средств. Причем контролирующими органами и судами данная формулировка нередко толкуется именно как предписывающая работодателям обеспечивать прохождение повышения квалификации водителями (см., например, постановление Одиннадцатого ААС от 20 июля 2016 г. № 11АП-8585/16).
В ведомстве при этом обращают внимание на то, что действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства. Для этих целей, по мнению чиновников, могут использоваться следующие руководящие документы:
При этом в Минтрансе России указывают на то, что данные документы не были зарегистрированы в Минюсте России, поэтому носят рекомендательный характер и могут быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ. Отметим, однако, что нормативные акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, на основании пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-I и регистрации в Минюсте России не требуют (см., например, решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. № АКПИ15-860).
Все о 20-часовой программе для водителей по БДД
Согласно п. 2 ст. 20 ФЗ № 196 от 10.12.95 г., для обеспечения БДД на предприятиях, связанных с перевозками, должно осуществляться повышение квалификации людей, чья работа предполагает использование транспорта. Для реализации закона создана 20-часовая программа для водителей по БДД.
Программа 20 часов
Данную программу, направленную на обучение БДД, проходят водители. Информацию о пройденной стажировке и результаты финального тестирования вносят в личное дело сотрудника. Повышение квалификации шоферов помогает усилить безопасность перевозок.
Позиция УГАДН
В управлении государственного автодорожного надзора существует своя логика необходимости проведения данной программы.
Основана она на законодательных актах и состоит в следующем:
На эти требования ссылается УГАДН, проводя надзорную проверку. При несоблюдении закона госорган выносит предписание.
Кстати. Согласно судебной практике в РФ, надзорный орган при рассмотрении дела чаще всего оказывается прав.
Кто может обучать
Обучением водителей по 20-тичасовой программе по БДД занимаются только преподаватели с лицензией. Таким образом, обучение вправе проводить специалист, прошедший профессиональную подготовку в данной сфере (Приказ Минтруда РФ от 08.09.15 N608н).
Занятия проходят на предприятиях, где работают сотрудники, или в специальных учебных заведениях, имеющих право обучать сотрудников транспортных компаний.
Важно. Самое главное, чтобы учебный план «20 часов БДД» соответствовал стандартам, и по итогам обучения грамотно были оформлены его результаты.
Сроки и периодичность
Повышение квалификации и проверка знаний водителей проводятся каждый год. Обучение сотрудников длится, как указано в названии курса, в течение 20-ти часов.
Подготовка к проведению курсов
До начала лекций нужно:
Важно. При проведении лекций необходимо вести журнал посещаемости для фиксации присутствующих. В конце курса комиссией принимается экзамен, итоги заносятся в протокол.
Таким образом, для начала курса подготавливаются:
Порядок обучения и темы
Занятия длятся 45 минут (теория) или 60 минут (практика). В конце курса сдается экзамен по пройденному материалу. После этого в качестве подтверждения повышения квалификации прошедшему обучение выдается удостоверение.
Программа курса состоит из пяти разделов, в которых рассказывается:
Учебный план
Учебный план программа 20 часов БДД содержится в РД-26127100-1070-01. Он был утвержден Минтрансом 02.10.01 г. и используется до сих пор.
Каждый из разделов учебного плана 20 часов БДД включает 2–4 темы.
Рассмотрим содержание программы подробнее:
Экзаменационные билеты
В конце обучения шоферов проводят аттестацию по БДД. Билеты оформлены в форме тестов. Для составления билетов используют перечень, который содержит 360 вопросов. К каждому заданию должно быть несколько вариантов ответов (3 и более), правильным является только один из них.
Скачиваются экзаменационные билеты по 20-часовой программе БДД бесплат-но. Найти их можно, например, на сайте по охране труда или официальном сайте Министерства транспорта.
Нормативные документы
Оформление результатов
По завершении курса учащиеся сдают экзамен, где проверяются их знания и умения. Тем, кто прошел испытание успешно, выдают документы, подтверждающие повышение квалификации. Образец сертификата (или другого документа, свидетельствующего о прохождении обучения) выбирает компания, проводящая занятия.
На заметку. Обычно сведения о пройденной стажировке вносятся в личное дело водителя.
Приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе БДД
До начала образовательного процесса составляется приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-часовой программе БДД. К документу прилагают перечень учащихся, подписанный и утвержденный руководителем предприятия. Сотрудники, которые будут обучаться, знакомятся с распоряжением и ставят подпись.
Важно. При пропуске лекций без веских оснований водителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности, так как законодательство РФ расценивает такой прогул как нарушение трудовой дисциплины.
Протокол заседания комиссии
Данный документ служит для фиксации результатов зачета в конце обучения водителей по 20-тичасовой программе по БДД и содержит информацию о:
Стоимость обучения
Цена на переподготовку водителей в формате ежегодных 20-тичасовых курсов по БДД составляет 500–1000 р. за работника. Стоимость зависит от специализации шоферов, региона, количества обучающихся и др.
Можно ли самостоятельно организовать обучение по 20-часовой программе
Прохождение стажировки для шоферов фирма может осуществить и самостоятельно, если в компании работают специалисты, прошедшие профобучение в данной сфере. Если же таких сотрудников в организации нет, следует привлечь специалистов со стороны или обучать работников в специализированном образовательном учреждении.
Выводы
Регулярное обучение водителей по 20-часовой программе по БДД позволяет обновлять и проверять знания сотрудников, занимающихся перевозками. Документы для грамотного проведения обучения можно найти на просторах интернета.
Многие руководители предприятий, в которых работают водители, не согласны с проведением обязательного ежегодного обучения сотрудников. Образовательная программа требует вложения дополнительных средств и трату рабочего времени. В 2018–2019 гг. повышение квалификации водителей не отменили и информации, что собираются отменять, не поступало.
20 часовая программа повышения квалификации
Согласно пункта 2 Статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В вопросе повышения квалификации водителей, с первого взгляда, много непонятных моментов. Но, попробуем в этом разобраться.
Начнем с того что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 профессия «Водитель» входит в перечень профессий по которым осуществляется профессиональное обучение. Из закона «О безопасности дорожного движения» следует что с водителями необходимо проводить профессиональное обучение в виде повышения квалификации. В Статье 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 сказано:
Далее возникает вопрос: что это за программа повышения квалификации водителей? Существует 20-и часовая «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий. РД-26127100-1070-01» утвержденная Минтрансом РФ 02.10.2001. Нюанс в том что эта программа разработана в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который уже не действует. Так же эта программа утверждена распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118, и является руководящим документом для предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Но так как других учебно-тематических планов нет, а 20-и часовая программа не противоречит действующему законодательству то оставляем её, к тому же контролирующие органы она вполне устраивает. Конечно есть вариант разработать программу самостоятельно, но зачем, ведь уже есть готовая программа и её можно смело брать за основу. Под вопросом остается только периодичность проведения обучения. В РД-26127100-1070-01 сказано что занятия должны проводиться «…с периодичностью не реже одного раза в год», но это опять же в соответствии с отмененным приказом Минтранса РФ № 27. Вопрос остается открытым, но контролирующие органы продолжают требовать ежегодного проведения обучения.
Кто и где может проводить обучение? В РД-26127100-1070-01 по этому вопросу сказано следующее:
То есть обучение можно провести непосредственно на рабочем месте но так же никто не запрещает обратиться и в обучающую организацию. Об этом сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»:
В итоге получаем что для того чтобы закрыть вопрос повышения квалификации достаточно правильно организовать его на рабочем месте по программе РД-26127100-1070-01. Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность не определена, но для того чтобы исключить конфликтные ситуации с контролирующими органами обучение лучше проводить ежегодно.
Ну а теперь о том как правильно организовать и документально оформить само обучение. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и успешно аттестованными. Мы уже знаем что учебная группа, при проведении занятий, формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, практических — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.
Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.
Итого должны быть следующие документы:
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (20-часовая программа)
. ____________________ « ____ » ______________ 2014 года « ____ » _____________ 2014 года
ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Программа обучения водителей легковых автомобилей в ……………….. разработана на основании Трудового кодекса Российской Федерации, «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29 от 13.01.2003 г, действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда водителей.
Настоящая программа обучения рассчитана на 20 часов.
Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год в объеме настоящей программы обучения.
По окончании обучения проводится проверка знаний требований охраны труда в виде устного опроса водителей. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда утверждается приказом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основные положения трудового права в Российской Федерации. Правила внутреннего трудового распорядка
Организация работы по охране труда
Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников
Основные понятия об опасности электрического тока
Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре
Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья
Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП
Изучение инструкций по охране труда для водителей легковых автомобилей. Проверка знаний по охране труда работников.
Содержание тематического плана
Основные положения законодательства трудового права
в Российской Федерации и законодательства об охране труда.
Правила внутреннего трудового распорядка.
Ознакомление с Правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанности и права работников, правила приема и увольнения. Законодательное регулирование рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии. Виды наказаний за допущенные нарушения в работе и поощрений за добросовестный труд. Льготы и компенсации за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.
Полномочия трудовых коллективов, их представительных органов и общественных организаций в установлении социально-трудовых отношений, решение трудовых споров. Коллективный договор. Социальное страхование.
Организация работы по охране труда.
Общие принципы организации работы по охране труда в организации. Служба охраны труда, ее функции и основные задачи. Проведение обучения и инструктажа по охране труда.
Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Понятие об условиях труда, опасные и вредные производственные факторы, их классификация и влияние на организм человека. Специальная оценка условий труда на рабочих местах. Основные положения производственной санитарии.
Назначение и организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Основные понятия об опасности электрического тока.
Понятие электробезопасности. Причины поражения электрическим током. Действие электрического тока и электрических полей на организм человека. Типичные случаи поражения человека электрическим током. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности.
Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре.
Причины возникновения пожаров. Основные поражающие факторы при пожаре. Меры предупреждения пожаров.
Порядок хранения пожароопасных веществ и материалов. Обеспечение помещений средствами пожаротушения.
Действия должностных лиц и работников предприятия по ликвидации пожара и его последствий. Планы эвакуации при пожарах, правила предупреждения пожаров. Правила пользования первичными средствами пожаротушения, места их расположения.
Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.
Понятие несчастного случая на производстве. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
Понятие профессионального заболевания. Порядок расследования профессиональных заболеваний. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.
Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП.
Оказание первой медицинской помощи при электротравмах, обморожениях, ожогах, кровотечениях, обморочных состояниях и других поражениях организма. Основные способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при оказании доврачебной помощи. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Изучение инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей. Основы безопасности дорожного движения.
Изучение требований инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей, инструкции по охране труда в межсезонное время работы. Основы безопасности дорожного движения.
Программу составил: Специалист (по охране труда)
Учебно-тематический ПЛАН проведения ежегодных занятий с водителями для обучения водителей по 20 часовая программа, повышение квалификации водителей
Нормативные правовые акты, регламентирующие обучение по 20-ти часовой программе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(20 часов)
Наименование разделов и учебных тем
Количество часов
всего часов
теоретических
практических
Раздел 1.
Дорожно-транспортная аварийность
Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
Профессиональное мастерство водителя транспортного средства
Раздел 2.
Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности.
Разбор и анализ примеров ДТП
Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд
Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров
Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения
Общие требования к водителю в нормативных документах
Проверка знаний водителями Правил дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Первая помощь при ДТП
Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи
Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи
Раздел 5.
Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения
Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств
Зачетное занятие
Итого:
Названия файлов | Ссылки |
СКАЧАТЬ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (20 часов) |
Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.