что такое хождение в народ к чему стремились его участники

Движение «хождение в народ» 1874 года в России: причины, основные события и результаты

В чём были причины такого исторического явления как движение «хождение в народ» 1874 года? После стабильного правления Николая I, которое завершилось провальной для России Крымской войной, началась эпоха реформ Александра II.

Эти реформы были направлены на демократизацию страны, на переход к конституционной монархии. Однако все эти действия со стороны власти совершались довольно-таки осторожно и медленно, так как страна ни экономически, ни политически, ни духовно не была готова к таким кардинальным переменам.

Причины хождения в народ

Либерально настроенные представители прогрессирующего общества, воспитанные на учениях Бакунина, Ткачева, Лаврова, требовали и ждали от власти решительных шагов. Хождение в народ было связано с деятельностью молодого поколения из интеллигенции, воспитанного в духе борьбы за общечеловеческое счастье.

Эта прогрессивная интеллигенция решила взять ситуацию в свои руки. Она желала внедрить просвещение в тёмный крестьянский народ, пытаясь, таким образом, поднять «низы» против «верхов». В этом и была цель хождения в народ.

Поэтому противоречивость поведения власти, неуверенные и поверхностные реформы породили «брожение умов». Так и возникло движение народников.

Основные события «хождения в народ»

В 1874 году началось «хождение в народ» народников. Общее число народников составляло примерно 2500 человек. Действовали они в 50 губерниях. Само по себе движение имело массовый характер.

По своим идеям и взглядам народники представляли утопический социализм.

Какие конкретно цели они преследовали? Хождение в народ революционных народников главной своей целью ставило развитие масштабного революционного движения «для народа и с народом», которое смогло бы принудить власть завершить преобразование страны в полном объёме. А для этого было необходимо «разбудить народ».

Но народникам не удалось достичь своей цели. Причины неудачи хождения в народ кроются в том, что народ не интересовался политикой. Крестьянин думал о насущном – как прокормить семью.

Помимо этого, начались массовые аресты народников, хотя и первоначально власть не усматривала в них серьёзную угрозу подрыва основ государственности. А главное – народники столкнулись в своей деятельности с непониманием и полнейшей аполитичностью народа. Поэтому очень скоро они прекратили «хождение в народ» и начали активную силовую деятельность.

Результаты «хождения в народ»

После неудачной попытки «поднять народ» народники организационно начали оформлять своё движение. Возникли такие организации, как «Земля и Воля», которая позже преобразовалась в организацию «Народная воля».

Основной задачей этой организации было совершение террористических актов (как способ политической борьбы). Народовольцы совершали акции, состоящие из следующих этапов:

Народники, которые не принимали такой способ борьбы, организовали движение «Чёрный передел». Такой раскол также показывает, насколько много противоречий было и в самом движении народников, особенно в способах и методах реализации своих идей.

Цареубийство должно было стать отправной точкой для начала революционного движения, однако, привело к исчезновению самой организации и к политике Александра III – к контрреформам и гонениям революционно настроенной интеллигенции.

Народничество перестало иметь статус освободительного движения. Именно переход к силовым методам борьбы и террористическим актам привело народничество к гибели.

Источник

Хождение в народ. Кратко

Народ, к которому было «хождение»

«молодой Петербург кипел в буквальном смысле слова и жил интенсивной жизнью, подогреваемый великими ожиданиями. Всех охватила нестерпимая жажда отрешиться от старого мира и раствориться в народной стихии во имя ее освобождения. Люди безгранично верили в свою великую миссию, и оспаривать эту веру было бесполезно. Это был в своем роде чисто религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли уже не было места. И это общее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны 1874 г., когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню…» (из воспоминаний народника Н. А. Чарушина)

Все, кто шел «в народ», устраивались, как правило, по одному-по двое у родных и знакомых (чаще всего, — в помещичьих усадьбах и в квартирах учителей, врачей и пр.), или же в специальных «пунктах» пропаганды, преимущественно мастерских, которые создавались повсеместно. Устроившись в том или ином месте учителями, писарями, земскими врачами, пытаясь таким образом стать ближе к крестьянам, молодые люди выступали на сходках, беседовали с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли. Опровергая веками сложившиеся в народе представления о том, что царская власть от бога, народники пытались пропагандировать и атеизм.

Революционной пропагандой в 1874 году была охвачена 51 губерния Российской империи. Общее число её активных участников насчитывалось примерно от двух до трех тысяч человек, и вдвое или втрое больше этого сочувствовало и всячески помогало им.

Итог «Хождения в народ»

Мероприятие закончилось плачевно. Крестьяне оказались совершенно не такими, какими рисовало их интеллигентское воображение.
На разговоры о тяжести налогов, несправедливом распределении земли, «злом» помещике они ещё откликались, но царь по-прежнему был «батюшкой», православная вера — святой, слова «социализм, революция» непонятными, а пропагандисты, как бы они не старались — странными, чужими, господами, белоручками. Так что, когда участниками «хождения в народ» заинтересовалось государство, некоторых агитаторов сдавали полиции как раз крестьяне
К концу 1874 года власть выловила подавляющее большинство народников. Многих выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.

Общее число арестованных: около тысячи, свыше полутора тысяч, 1600 человек. Такие цифры называли П. Л. Лавров и С. М. Кравчинский. Но у публициста В. Л. Бурцева значатся 3500, у народника М. П. Сажина — 4000. Именно эти сведения лучше других согласуются с таким авторитетным источником, как старший помощник начальника Московского губернского жандармского управления И. Л. Слезкина В. Д. Новицкий, который осуществлял «проверку числа всех арестованных лиц по 26 губерниям» и насчитал под арестом за 1874 год больше 4 тыс. человек. Но ведь аресты шли тогда не в 26-ти, а в 37-ми губерниях. Поэтому и цифру Новицкого нельзя считать исчерпывающей (Н. Троицкий «История России XVIII-XIX вв»)

«с одной стороны, громадность сил, бесконечное самоотвержение, героизм в деятелях; с другой стороны, — совершенная ничтожность результатов.. Мы оставили после себя несколько десятков пропагандистов из народа, вот и вся непосредственная польза, которую мы принесли! А ведь судиться-то будет 800 человек и из них, по крайней мере, 400 погибнут навсегда. Значит, человек 10 или 20 гибло, чтоб оставить после себя одного! Нечего сказать, выгодный обмен, успешная борьба, прекрасный путь» (из воспоминаний Степняка-Кравчинского)

Причины неудачи «хождения в народ»

Народники ошибочно рассматривали крестьянство как силу, способную осуществить социалистическую революцию, наивно верили «в коммунистические инстинкты мужика» и в его «революционность», представляли себе «идеального мужика», готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя, а в действительности столкнулись с темным, забитым и беспредельно угнетенным человеком.
Ошибочность, утопичность народнических представлений о крестьянстве чаще всего объяснялась тем, что они строились на абстрактных, теоретических умозаключениях, ничего общего с жизнью не имеющих. В результате народники разочаровались в настроении народа, а народ, со своей стороны, не понял их.

Источник

ЕГЭ. История. Термины. «Хождение в народ»

«Хождение в народ»

«Хождение в народ»— это массовое движение радикально настроенной молодёжи в деревню с целью пропаганды идей социализма и подготовки крестьянской революции.

Идея данного движения принадлежит А.И.Герцену. Он в 1861 году в газете «Колокол» написал статью, в которой обращался к молодёжи с призывом пойти в деревню, агитировать крестьян, увлекать их идеями социализма. Именно он выдвинул лозунг: «В народ!».

Первая попытка хождения в народ была осуществлена в 1870-е годы. В 1861-1864 г. действовала первая организация «Земля и воля».Так как в народничестве было три течения, то и цели представителей каждого из них были разные:

Народники, поддерживающие Я.Л.Лаврова, проводили в деревне «летучую пропаганду» социализма.

Движение народников имело в 1873-1874 гг. стихийный характер, так как не было чёткой программы, единства действий. Однако одно было довольно масштабным: в нём приняло участие около 2.5. тысяч человек, было охвачено 37 губерний России.

Конец 1874г.- большинство участников «хождения в народ» было арестовано.

1867-1879— деятельность новой народнической организации « Земля и воля». Цель – проведение « оседлой пропаганды». Необходимо было жить в деревне, работать там и одновременно вести агитационную работу.

Материал о народничестве можно найти здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

§ 19—20. Общественное движение при Александре II

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопрос ко пункту 2.

Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопросы для работы с текстом § 19—20. Общественное движение при Александре II и политика правительства.

1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом.

Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет.

Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?
2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти.

На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать.

Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

§ 19—20. Общественное движение при Александре II и политика правительства.

Источник

Хождение в народ

Полезное

Смотреть что такое «Хождение в народ» в других словарях:

Хождение в народ — Движение среди русской студенческой молодежи в 70 е гг. XIX в. В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило… … Словарь крылатых слов и выражений

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки чайковцев … Большой Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение радикальной молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). Лавристы ставили целью пропаганду идей социализма, бакунисты пытались организовать массовые ант … Русская история

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — «ХОЖДЕНИЕ В НАРОД», массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и… … Энциклопедический словарь

Хождение в народ — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки… … Политология. Словарь.

“Хождение в народ” — “ХОЖДЕНИЕ В НАРОД”, массовое движение революционной и демократической молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» — движение революц. народников с целью подготовки крест. революции в России. Еще в 1861 А. И. Герцен в Колоколе (л. 110) обратился к рус. революционерам с призывом идти в народ. В 60 х гг. попытки сближения с народом и революц. пропаганды в его… … Советская историческая энциклопедия

«Хождение в народ» — массовое движение радикальной молодёжи в деревню, попытка на практике осуществить идеи народничества. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). «Лавристы» ставили целью пропаганду идей… … Энциклопедический словарь

Хождение в народ — Ист. Движение разночинной интеллигенции в деревню в 60 70 е годы XIX в. с целью просвещения и революционной пропаганды среди народа. Короленко являлся по существу чистейшим выразителем идей и настроений 70 х годов, эпохи народолюбства и хождения… … Фразеологический словарь русского литературного языка

ХОЖДЕНИЕ — ХОЖДЕНИЕ, хождения, ср. 1. только ед. Действие по гл. ходить в 1, 6, 7, 11, 12 и 17 знач. Хождение по комнате. Хождение на лекции. Хождение в халате и туфлях. «Занимался хождением по делам тяжебным.» А.Тургенев. Хождение в народ (см. итти). По… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • что такое хождение в литературе
  • что такое ходящее молоко
  • что такое ходячие шары
  • что такое ходячие в шкурах
  • что такое ходячая фигура

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии