Donkey Kong Country: Tropical Freeze
Зоопарк только для взрослых
Хотя оригинальность тут, пожалуй, не самая сильная сторона. «Тропическая заморозка» — классический двухмерный платформер из времён Super Nintendo с обезьянами в главных ролях. Данки Конга и его мохнатую тусовку отлично помнят геймеры со стажем, все игры с участием этих макак (или горилл?) были превосходными, а секреты наполняли их доверху. В 2010-м сериал возродили на Wii, в 2014-м уже на Wii U вышла вот эта самая Tropical Freeze, собрав очень приличную кассу и оценки. Поэтому релиз на Switch совершенно оправдан.
Для тех, кто не видел оригинал, расскажу основы основ. У нас есть вид сбоку, стилизованная под мультфильм графика, три обезьяны в помощь Данки Конгу, музыка гениального композитора Дэвида Уайза (David Wise), тонны спрятанных призов с локациями и шесть тематических островов, которые надо пробежать, пропрыгать, проехать и пролететь, чтобы вернуть приматам их родной дом, замороженный моржами-викингами. Не то чтобы это всё было очень необычно, но платформеры примерно так и создаются. Единственное, что беспокоило фанатов, — это сложность.
Ещё Donkey Kong Country Returns запомнилась своей хардкорностью. У западных коллег есть такое правило плохого тона — сравнивать что-то сложное с Dark Souls. Вот Tropical Freeze — это не «Dark Souls от мира платформеров». Наоборот. Dark Souls — это Donkey Kong от мира RPG-боевиков. Миловидный и вроде бы семейный платформер с обезьянками заставляет переигрывать одни и те же моменты десятки раз, поэтому за него нельзя сажать детей (особенно в кооперативном режиме, где требуется точность прыжков и перекатов). Хотя специально для «казуалов» в переиздании есть новый режим, где у героев на треть жизненной силы больше, предметы в магазине дешевле, да и вообще можно взять читерского персонажа Фанки Конга, который умеет всё одновременно, как Юлий Цезарь.
Перекатываемся без укрытий и делаем бочку
Если же выбирать Данки, то к нему в пути могут присоединиться товарищи. Дидди Конг, мелкая мартышка в кепке, прыгает дальше с помощью реактивного ранца. Девочка Дикси увеличивает не только длину, но и высоту прыжка с помощью своих волос-пропеллера. А старик Крэнки Конг отталкивается от земли своей тростью, поэтому ему не страшны платформы с шипами. Некоторые задачи «заточены» именно под конкретного друга. Конечно, Дикси — предпочтительный напарник, но и пара остальных получит свой звёздный час.
С новыми партнёрами в привычном геймплее появилось больше разнообразия, но даже без них Tropical Freeze — один из самых изобретательных платформеров в истории. Почти на каждом этапе появляется новая механика. Обычные, «прыгательные» секции чередуются с подводными зонами, поездками на вагонетках (обладатели Super Nintendo начинают радостно плакать), полётами на бочках и поездками на носороге. Сами зоны просто сотканы из движущихся объектов — в качестве опоры под лапами обезьяны получат горящие деревья, разбитые самолёты, гигантские лианы, «крылья» альпийских мельниц и древние акведуки. Лишь немногие из зон не производят впечатления. В большинство из них хочется возвращаться, чтобы найти все спрятанные вещи.
Их тут довольно много. Во-первых, две зоны в любом мире — опциональные, в них надо попасть через запрятанный где-то в дебрях стандартных этапов телепорт. Во-вторых, четыре буквы KONG, собранные на каждом из уровней, откроют секретный уровень повышенной сложности. А если пройти все эти уровни, то появится целый дополнительный остров. Ну и в-третьих, можно находить кусочки пазлов, открывающие галереи со скетчами и концепт-артами. Поэтому пробежка на 8—10 часов запросто может растянуться на все 40. Если вам хватит терпения.
Полное удовлетворение
Отдельно надо рассказать про местных «боссов». Это миловидные, но хитровыделанные гады с феноменальными тактиками ведения боя. Прежде чем раскусить их «паттерны», вы потратите десяток-другой минут, но когда враг будет повержен, получите то самое чувство удовлетворения, что культивирует Nintendo в своих ключевых проектах.
Удовлетворение приносит и созерцание того, что происходит на экране. И без того прекрасную внешность Tropical Freeze подтянули до 1080p в режиме ТВ, и выглядит платформер как настоящий мультфильм (правда, скорее из нулевых). Тут превосходная анимация, множество мелких деталей, шикарное освещение. Всё вместе создаёт впечатление радостного карнавала. Особенно хороши те моменты, когда камера внезапно меняет ракурс и мы видим сценку пролёта или «пропрыга» героев длиной в несколько секунд. При этом нет никакой слащавой приторности в духе исключительно детских игр — тут никто не разговаривает, нет никакой морали и вообще сюжет находится на заднем плане.
В портативном формате тоже всё неплохо. Иногда проседает частота кадров, но случается это лишь на этапах в транспорте и в те моменты, когда вокруг много спецэффектов. Заканчивается каждый отрезок быстро, почти всегда есть контрольные точки — для поездок подходит отлично. Я совершил полтора прохождения, причём основное без телевизора, и буквально раза два мне помешал маленький размер персонажей относительно общей сцены. В остальном всё отлично.
Временами случаются небольшие трудности с управлением: то Конг не схватится за лиану, то прыжок с отскоком от противника не получится. Это может бесить, но происходит не так часто, чтобы бросить прохождение. Тут нужны действительно хорошие «скиллы» в прыжках и расчёт нажатий — и в 95 процентах случаев игра не будет вам вставлять палки в колёса. К слову, управлять можно с помощью каждого из Joy-Con, так что для кооперативного прохождения не надо будет докупать контроллер.
Наверное, главное, что Tropical Freeze делает, чтобы вы не доходили до конца этапов, — это музыка. Дэвид Уайз, композитор оригинальной Donkey Kong Country, вместе с парой японских товарищей сделали саундтрек, который заставит вас остановиться и слушать. Весёлый джаз с уровня Busted Bayou, ремикс на «Йожин с бажин», медитативная подводная тема и осовремененные мелодии из классических частей — это редкий пример платформера, где музыка просто необходима для полного погружения.
Итак, перед нами настоящее торжество креатива, выверенного дизайна и аудиовизуальной красоты в одном маленьком картридже. Любить платформеры и пропускать Tropical Freeze — преступление. В переиздании игра стала ещё глубже, доброжелательнее к новичкам, ещё симпатичнее — и она отлично подходит для портативной системы. Есть лишь одна объективная причина не гонять обезьян по островам — откровенно высокая стоимость. Если же она вас не смущает, то, уверяю, одна из лучших аркад последней пятилетки полностью отобьёт вложенные средства. Так же лихо, как её герои отбивают бананы у моржей.
Плюсы: настоящий тест ваших способностей в платформинге дополнен упрощённым режимом; невероятно креативные и захватывающие этапы; безумная глубина по части секретов; отличный арт-дирекшн и похорошевшая графика; божественная музыка.
Минусы: слишком сложно для игры вдвоём; есть небольшие проблемы с управлением; стоит как новый ААА-релиз.
Обзор: Обзор Donkey Kong Country Returns 3D
Опции обзора
Отображение
Что это там за шум? Отчего все джунгли ходят ходуном, скрипят лианы, фейерверками взлетают в воздух каменные глыбы древних построек, а в воздухе разливается аромат свежих бананов? Да-да, это Донки Конг со своим племянником Дидди Конгом снова в ярости ─ коварное племя странных музыкальных существ Тики Так, пробудившееся из-за извержения вулкана, загипнотизировало всех животных в джунглях и заставило их украсть банановые запасы Конгов для исполнения своих зловещих планов. Конечно же, мириться с таким положением вещей большая мохнатая горилла в пижонском галстуке и маленький юркий шимпанзе в красной кепке с логотипом Nintendo не собираются и пускаются в погоню за похитителями, отвешивая по пути тумаки всему, что движется и способно им помешать. Благодаря стараниям Monster Games игра Donkey Kong Country Returns, разработанная Retro Studios и вышедшая на Wii в 2010 году, получает второе рождение на портативной консоли 3DS, обретя возможность отображения в 3D-формате, новый режим игры, призванный хоть как-то сгладить трудности при прохождении этого на редкость сложного платформера, а также несколько других небольших сюрпризов. Итак, Донки Конг возвращается! Ещё разок.
Те, кто играл хотя бы в одну игру из серии Donkey Kong Country, почувствуют себя здесь как дома ─ концепция игры по прошествии долгих лет осталась неизменной. Это классический платформер с видом сбоку, в котором мы управляем бодрой обезьяной и, преодолевая препятствия и врагов, стараемся добраться до конца очередного уровня. Для возвращения Конгов авторы не стали менять игровую механику в пользу максимальной доступности, обилия QTE или прикручивания очередного надуманного сюжета, сконцентрировавшись вместо этого на конструировании невероятно разнообразных, изощрённых и зрелищных уровней и новых элементах игрового процесса, сохраняя при этом классическую формулу Donkey Kong Country. В новой игре Донки Конг умеет бегать, прыгать, приседать, лупить ладонями по земле, кататься клубком, хватать бочки, качаться на лианах, лазать по отвесным стенам и потолку, покрытым зелёными насаждениями, за которые можно ухватиться, ездить верхом на носороге, катапультироваться из специальных бочонков и даже дуть на одуванчики. Кроме того, ему помогает Дидди Конг, которого можно найти в определённых местах на уровне, запрятанного в бочку с надписью «DK». Если её разбить, освобождённый маленький шимпанзе прыгает Донки Конгу на спину, хватается за плечи и продолжает путь вместе с ним. Дидди очень полезный союзник ─ он не только в два раза увеличивает счёт драгоценных сердечек жизни, но и обладает таким ценным приспособлением, как реактивный ранец, который позволяет обезьянам после прыжка на некоторое время зависнуть в воздухе, что помогает более точно спланировать приземление. Когда одна платформа уже разбита в щепки (обвалилась, затоплена, сожжена лавой), а другая ещё не подоспела, это просто неоценимая возможность. Потеряли сердечки Дидди Конга ─ остаётесь одни и выкручиваетесь как хотите.
В качестве врагов в игре выступают всевозможные загипнотизированные звери и птицы, а также созданные племенем Тики Так разнообразные странные существа, похожие на там-тамы. Для устранения некоторых достаточно прыгнуть на них сверху, другие же требуют более изощрённого подхода, выработать который можно только опытным путём. Также простых врагов можно и нужно использовать как трамплины ─ если вовремя успеть нажать на кнопку прыжка, «отпружинить» от врага вверх можно гораздо выше обычного, что, к примеру, может позволить попасть в недостижимую иным способом область и найти очередной секрет.
Переезд проекта на новую платформу прошёл крайне успешно. На 3DS игра выглядит просто потрясающе ─ во-первых, возможностей консоли хватает на то, чтобы всё работало гладко и без подтормаживаний, а во-вторых, она как будто изначально создавалась таким образом, чтобы максимально эффектно выглядеть в стереорежиме. Хоть это и классический платформер с видом сбоку, сами уровни целиком построены при помощи трёхмерной графики, используя несколько планов разной «глубины», на которых постоянно что-то происходит. Да и сам Донки Конг не прочь время от времени попрыгать из пушечных бочонков вокруг разнообразных конструкций разной удалённости от игрока. Сама графика очень яркая и сочная, с обилием красочных эффектов, которые также часто играют на особенностях стереорежима ─ вспорхнувшая стайка бабочек не преминет полететь вам прямо в лицо, а волны океана так и норовят выплеснуться из экрана наружу. Особенно здорово смотрятся такие динамичные трёхмерные объекты на уровнях, как, например, подземный поезд из шахтёрских тележек под управлением вредных кротов, который несётся по спиральным рельсам, сквозь которые летит наш волосатый герой на реактивном бочонке. Постоянно так и хочется отвлечься от безумных кульбитов или попыток контролировать полёт очередной бешеной бочки и полюбоваться местными красотами и настоящей феерией, творящейся на экране, но таких ошибок игра практически никогда не прощает и наказывает зазевавшегося игрока. Жестоко наказывает. И ещё раз. И ещё.
Чтобы хоть как-то помочь игрокам справиться со зверской сложностью игры, в версии для 3DS присутствует режим «New mode», запустив который, Донки и Дидди получают по одному дополнительному сердечку, а магазин дедули Крэнки Конга пополняется новыми полезными предметами, которые позволяют спасти героев от падения в пропасть или укрепить шахтёрскую тележку и реактивную бочку, чтобы они не разрушались при первой же аварии. Тем же, кто считает, что такие поблажки для слабаков, не возбраняется выбрать режим «Classic» и сыграть по тем же правилам, что и в оригинальной игре для Wii. Кстати, ещё одним важным отличием 3DS-версии является слегка изменённая схема управления, которая избавилась от необходимости трясти контроллер для выполнения различных действий: удары по земле, перекаты и возможность подуть на красивые цветочки ─ всё повешено на старые добрые кнопки, что, конечно же, для такой игры, которая требует невероятной скорости реакции и быстрых действий от игрока, гораздо удобнее. За хватание различных объектов, таких как бочки и лианы, отвечают кнопки L и R, что, по началу, несколько непривычно, однако уже по прохождении нескольких уровней это проходит. Ну а для тех, кто когда-нибудь играл в LittleBigPlanet и вовсе покажется естественным изначально. Осталась в игре и возможность использовать Супер Гайд, если уж какой-то уровень пройти вдруг совсем невмоготу. В случае, когда вы потратили более восьми жизней на одном и том же участке, вам будет предложено позвать на помощь Супер Конга, который лихо пробежит весь уровень за вас, показав как преодолеть сложные места, и позволит получить доступ к следующему. Однако все собранные Супер Конгом предметы, конечно же, не сохраняются, поэтому лучше, всё-таки, потом попробовать пройти этот уровень самостоятельно.
В Donkey Kong Country Returns 3D, также как и в оригинале, присутствует возможность поиграть вдвоём, используя локальное сетевое соединение, правда для этого вам потребуется иметь две копии игры ─ по одной на человека. В любом случае, многопользовательский режим реализован не очень удачно. Один игрок управляет Донки Конгом, а второй ─ Дидди Конгом, при этом счёт сердечек у них общий, что в условиях и без того высокой сложности игры быстро приводит к плачевным результатам, особенно если уровень мастерства у игроков разный. Играть таким образом будет получаться, пожалуй только, у близнецов, которые с пелёнок всё делают вместе.
Чтобы как-то привлечь к 3DS-версии внимание тех игроков, которые уже знакомы с проектом и играли в него на Wii, разработчики создали восемь совершенно новых уровней, которые становятся доступны после прохождения игры.
Каждый из них выполнен в стиле одной из основных глав и, в целом, несколько больше и сложнее обычного. Однако сказать, что эти уровни намного лучше и изобретательнее остальных, пожалуй, всё-таки, нельзя, хоть, конечно, они, в любом случае, и являются очень приятной добавкой к основному блюду. Перечень вещей, которыми можно заняться после прохождения этим не исчерпывается ─ любой уровень игры можно попытаться перепройти на время и установить свой рекорд.