Кого берут в стюардессы, или красота на высоте. Личный опыт
Должны ли бортпроводницы выглядеть как модели? Что требуется, чтобы получить работу в крутой авиакомпании? Рассказывает наша читательница Саша Буркова, она же Cаша-стюардесса.
Когда мы собирали материал на тему «фейсконтроль в разных профессиях», наша читательница Саша-стюардесса прислала нам такой развернутый ответ, что мы решили, он заслуживает самостоятельного поста. Публикуем его с небольшими сокращениями и микроскопической редактурой — и в очередной раз гордимся своими читателями.
Привет, меня зовут Саша, и я на самом деле стюардесса. В течение двух с половиной лет я работала бортпроводником в арабской пятизвездочной авиакомпании Qatar Airways. Требования ко внешнему виду, когда я устраивалась, были довольно простыми: приятная внешность и вес, пропорциональный росту (просто нормальный ИМТ, коллеги у меня были самого разного телосложения). Плюс — способность дотянуться до отметки 212 см без обуви. (Вот это мне с ростом 158 далось тяжело, но после серии тренировок, растяжки и йоги я все-таки дотянулась:) Потом, когда я уже летала, для новичков добавили еще одно требование — рост от 160. Думаю, это связано исключительно с эстетикой, а не с безопасностью: если человек с 158 см может дотянуться до 212 см, то он дотянется и до аварийно-спасательного оборудования. Я летала на больших самолетах (777, 330, 340, 350), и проблем не было. Видела даже коллег ниже (и худее :)) меня.
Многие считают, что в стюардессы берут только моделей, которые достойны того, чтобы сниматься в бьюти-рекламе. Это не так. Берут и тех, у кого неровные зубы (разве что капы-ретейнеры и брекеты запрещены), и тех, у кого, как у меня, неидеальная кожа, и полноватых, и тех, у кого родинки. Но есть общее правило — чтобы внешность была приятная, не отталкивающая. Можно долго дискутировать, что означает это расплывчатое понятие, но, в принципе, все мы подсознательно понимаем, что это такое.
Но потом Qatar Airways очень строго следит за стилем и имиджем стюардесс. В один из самых первых дней тренинга, когда нам еще даже не выдали форму и все были одеты просто в белые блузки и черные юбки, пришел специалист из Grooming Department, прочел нам большую лекцию, как мы должны выглядеть, и провел первую проверку груминга (как сказать па-рюсськи grooming check?:). Эти груминг-чеки потом станут ежедневными абсолютно для всех, и парней, и девушек, перед каждым рейсом. Да, перед абсолютно каждым. Груминг-стандарт распространяется на все: макияж, цвет волос, длину и прическу, на контактные линзы и очки, часы, колготки, нижнее белье, маникюр, парфюм.
Так что лучше — в подробностях о каждой категории.
Челки, юбки и очки
Например, есть два варианта прически: волосы либо уложены в пучок, на который обязательно надета невидимая сеточка-паутинка и резинка-скранчи, либо во французскую ракушку. Baby hair быть не должно, с этим строго, торчащие волоски убираем гелем или лаком для волос. Челка допускается, но — строго ровная, длиной до бровей. Волосы средней длины должны быть убраны в хвост, и хвост не может быть длиннее 15 см (или убирайте в пучок). Короткие стрижки разрешены, но тоже только ровные, никакой асиметрии, минимальная длина — по ворот пиджака формы. Строго запрещено мелирование, балаяж/шатуш, неестественные оттенки, седина. А также рыжий цвет, так как он не сочетается с цветом формы. Знаю случай, когда рыжую от природы девушку заставили перекраситься в шатенку.
Юбка и брюки, даже те, которые вы носите во время тренингов, не должны быть в обтяжку. Считается, что это непрофессионально. Они должны сидеть свободно — так, чтобы на бедрах с каждой стороны можно было ухватить по 1-1,5 см ткани. Длина юбки — на 2 пальца ниже колена. С формой — то же самое. Да, все это проверяется. Ношение бюстгальтера и маечки на бретельках под блузку обязательно. Тату запрещены вообще, даже на местах, которые скрыты формой.
Более того. Даже когда сотрудники Qatar Airways летают пассажирами, по скидочным билетам от компании, у нас дресс-код — business attire. И нам, и сотрудникам других авиакомпаний, которые летают нашими авиалиниями по ID-билетам, запрещены джинсы, кроссовки, толстовки, босоножки, короткие юбки, просвечивающая одежда, шляпы, спортивный стиль. Разрешены абайи (арабское женское платье с длинным рукавом), футболки, брюки, строгие блузки, пиджаки, длинные юбки и платья, балетки и лоферы.
Для кабинного экипажа вообще выпущен огромный мануал, где все стандарты четко прописаны, рассказаны даже правила гигиены и здорового образа жизни. Это мануал времен царя Гороха, но в общем и целом дает представление. Сейчас, в карантин, регламентировали даже цвет масок — только голубой.
Украшения тоже подвергнуты «цензуре»:) Не разрешены кольца с камнями и ношение больше одного кольца на каждой руке. Это одна из причин, почему я выбрала обручальное кольцо просто из золота, безо всяких украшений. Браслеты, цепочки запрещены. Серьги могут быть либо гвоздиками из золота, либо белыми жемчужинками. Ношение часов обязательно, и на них тоже есть стандарт.
Можно носить очки для зрения, но цвет оправы должен быть только черным, коричневым, золотым или серебряным, а форма — консервативная. Очки формы сat eye не разрешены, как и цветные дужки, камни и видимые логотипы. На очки нужно получать специальное разрешение в груминг-департаменте и показывать его перед каждым рейсом.
За очки, которые на этом фото, мне пришлось повоевать — мне упорно говорили, что они cat eye, но я таки добилась разрешения.
На том же фото на мне — бессмертная классика: тон Estee Lauder Double Wear Nude, румяна Nars Orgasm, карандаш для глаз Urban Decay 24h, тушь Sensai Kanebo, помада Physician’s Formula в оттенке Fight Free Red-icals (спасибо огромное Юле за наводку!:) + прозрачная пудра Make Up For Ever, жидкий хайлайтер Lumene и гель для бровей Anastasia Beverly Hills.
Тон, помада и глиттеры (на самом деле нет)
Макияж, конечно, тоже цензурируется. Обязательно носить тональный крем (плотный, груминг рекомендует использовать Estee Lauder Double Wear, для полетов и длительных смен это действительно просто находка!). ВВ-кремы запрещены, хотя девушки с хорошей кожей ими все равно пользуются:) Румяна, тушь, помада и лак для ногтей — must. Недавно в список почему-то добавили праймер для лица. Это называется minimum makeup, однако яркий макияж приветствуется, считается, что это красиво выглядит в тусклом цвете самолета.
Тушь разрешена только черная, накладные и нарощенные ресницы запрещены. Подводка — черная, коричневая или серая. Тени — оттенков бургунди, тауп, коричневого, пастельного розового, серого. Не разрешены глиттеры (но шиммеры разных цветов можно, я носила, это смотрится красиво с формой, замечаний мне не делали). Не разрешены смоки айз. Помада — любых плотных ярких ягодных оттенков, кроме оранжевых и фиолетовых.
Лак для ногтей — прозрачный, в тон помады, нюд или френч без дизайна. Запрещен матовый лак и отсутствие любого лака.
В общем, приветствуется макияж в арабской эстетике — плотный, яркий, броский. Такой макияж, помимо всего, помогает выглядеть хорошо даже после длинного рейса. Например, на той же фотке я — сразу же после 16-часового перелета в Даллас. Мне кажется, что после такой смены я выгляжу вполне неплохо (в противовес своему физическому выжатолимонному состоянию:) Вообще, благодаря мейку я могу ползти на бровях от усталости, но внешне все равно выглядеть так, что пассажиры и не догадаются:)
Как это все проверяют?
Как я уже упоминала, перед каждым рейсом или днем тренинга нас проверяет специалист из груминг-департамента. Сначала нужно повернуться перед ней, будучи полностью по форме, показать руки, потом снять шапочку и пиджак, снова повернуться и показать руки. Комментарии могут быть разные: почистить обувь, отутюжить юбку, убрать baby hair, сменить помаду, нанести больше румян или тона, пришить пуговицу к пиджаку.
Это то, что легко устранимо на месте.
Но некоторые недочеты, вроде как несерьезные, на месте не устранить: например, трудно за 3 минуты покрасить отросшие корни или подстричь челку. В таком случае груминг-специалист запишет staff number провинившегося и проверит перед следующим рейсом, исправлены ли огрехи.
А есть вещи, за которые вообще снимают с рейса: например, слишком тесная форма, ожоги, простуда на губах, печальное состояние кожи лица, отсутствие какого-то элемента формы. В таком случае бортпроводник получает в свое расписание код GRM — grooming — и не может летать, пока не залечит все свои «несовершенства» и не получит одобрение от команды стиля и имиджа. Я дважды сидела на груминге за солнечный ожог, и один раз меня сняли с рейса из-за разыгравшегося акне. Было очень обидно, поскольку рейс был важный. Но груминг-офицер даже не поняла, чего я так расстроилась — по ее словам, это нормально, акне может случиться у каждого, мы все люди.
На особые вылеты проверки груминга бывают совсем строгими. Например, когда был промо-ивент на Чемпионате мира по футболу в Москве, проверка каждого человека заняла 10 минут вместо привычных 10-15 секунд. И внимание к деталям было высочайшим.
Фото лучшего качества у меня, к сожалению, нет, поскольку фотографии нам не отдали, эту я достала из официального инстаграма Qatar Airways. На фото — я.
Минутка философии
Человеку со стороны, который не работал в такой крупной компании, подобный стандарт может показаться диким. Однако к нему быстро привыкаешь. Первые несколько дней тренинга впитываешь правила, а потом автоматически им следуешь. Все эти правила призваны создать профессиональный образ бортпроводника пятизвездочной авиакомпании, и, в конце концов, такой макияж украшает абсолютно всех.
Когда собираешься на работу, не приходится думать, что надеть и как накраситься — все уже решено за меня. И тем не менее у нас была некоторая свобода в выборе макияжа: можно менять цвет румян, помады и теней, а также маникюр. Даже таким ограниченным набором можно создать миллион самых разных макияжей, поверьте!
А форму я вообще обожаю, считаю ее очень красивой. Это была моя униформа супермена — в ней я как будто становилась другим человеком и приобретала сверхспособности. Я носила ее с гордостью. Форма была символом моей принадлежности к авиации и небу (вот так пафосно, да).
Думаете, проверки груминга унизительны? Абсолютно нет. Во-первых, это часть работы. Во-вторых, груминг-офицеров (а также бортпроводников на позиции супервайзеров) специально долго учат, как давать фидбэк так, чтобы никого не задеть. Да, внешность — щекотливая тема, но лично мне никогда не было обидно от их замечаний. Иногда я не соглашалась (как в случае с очками), а иногда была даже благодарна (например, когда груминг-офицер заметила стрелку на колготках или пятно на форме). Конечно, случиться может всякое, но, в принципе, за все свое время полетов я практически не видела каких-то обид и конфликтов из-за замечаний.
А как же феминизм/права человека? Мой ответ тут прост: если обязательное ношение макияжа и форменных туфель на каблуке целых 4 см кажется дискриминирующим, просто не стоит идти на подобную должность. Правила игры известны заранее, и строжайший груминг-стандарт в арабских авиакомпаниях — давно не секрет. Я недоумеваю, когда вижу, как коллеги из европейских компаний борются за отмену макияжа и каблуков — вы же знали, куда шли.
Простая параллель: когда владельцы компании выбирают визуал для своей фирмы, то пишут бриф дизайнерам, что они хотят видеть в логотипе: современность/консервативность, ориентацию на более молодую/более возрастную аудиторию, доступность/шик, и пр. Никто не будет спорить, что по логотипу и внешнему виду сайта или визиток можно многое сказать о компании. То же самое — с бортпроводниками и любыми сотрудниками, которые на виду у клиентов — на ресепшн, в ресторане или в аэропорту.
Еще говорят, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Несомненно. Однако можно и быть профессионалом, и выглядеть хорошо. Одно другому совершенно не мешает. Кроме тренингов по грумингу мы проходим сто других, чтобы людям было комфортно и безопасно летать. Внешний вид и макияж не имеют отношения к уровню профессионализма конкретного человека, но имеют отношение к восприятию его другими людьми, имиджу и невербальному обмену сигналами.
«А мне не важен внешний вид бортпроводника, лишь бы обслуживал хорошо?» Тоже не поверю. Внешний вид важен всем. Я ставила эксперименты и поняла, что больше нравлюсь пассажирам с ярким макияжем и меньше — когда на мне minimum makeup, лишь бы груминг чек пройти. Если настроение хорошее, я красилась в нежных розовых тонах, добавляла хайлайтер, и это воспринималось людьми как открытость и готовность помочь, мягкость. Если мне не хотелось, чтобы ко мне сильно лезли с разговорами (извините, бывало иногда), то делала жесткий контуринг, черные стрелки, темную помаду типа MACовской Sin — и это считывалось как жесткость и строгость. При помощи макияжа можно быть кем угодно, можно вызывать любые эмоций у людей, поменять впечатление о себе. А профессионализм от моего макияжа не зависит — накрашена я или нет, в форме я или в картофельном мешке, я одинаково хорошо делаю свою работу. Но вам я понравлюсь больше в ярком макияже и в красивой форме:)
Все вышесказанное — исключительно мое личное мнение, основанное на опыте общения с большим количеством людей разных культур, возрастов и национальностей.
Я уволилась из Qatar Airways незадолго до пандемии по семейным обстоятельствам. Я скучаю, но летать больше не планирую, так как это ненадежная карьера. И все равно, в будущем я хочу работать в подобной большой и знаменитой компании. И буду рада, если еще когда-нибудь мне придется носить форму.
Какую одежду лучше не надевать в самолет
Авиаперелет только на первый взгляд кажется нехитрым событием: главное, не опоздать в аэропорт, не забыть билеты и собрать вещи в чемодан. Одежда и обувь воздушного путешественника играет огромное значение, ведь от правильно подобранного комплекта вещей нередко зависит здоровье и жизни людей во время полета. Какие же рекомендации дают медики и представители службы спасения по поводу внешнего вида пассажира?
Свободные вещи из натуральных тканей — лучшее решение
Общий совет по поводу одежды — лучше всего подбирать комплект из натуральных, дышащих тканей, в котором хотя бы одна вещь будет многослойной. В холодное время года это может быть шарф-снуд. Обычный длинный палантин способен сыграть в экстремальной ситуации злую шутку — зацепиться или запутаться, или загореться во время пожара. Объемный снуд, который заменяет теплый воротник, спасет человека в случае появления дыма при возгорании: его можно смочить водой и через него дышать.
Лучше избегать тесных, обтягивающих вещей, плотно облегающего нижнего белья, которое сдавливает тело и нарушает кровообращение. Впрочем, чересчур мешковатые наряды, большие куртки, свободного кроя штаны тоже не приемлемы. Одетого таким образом человека могут остановить для досмотра: не прячет ли он в слоях вещей какие-то запрещенные предметы или наркотики.
Высокие каблуки и металлические детали
Модная и неудобная обувь на очень высокой платформе или каблуках в самолете недопустимы. В случае возникновения аварийной ситуации женщина не сможет нормально передвигаться по салону лайнера. А вероятность потерять равновесие, зацепиться за что-либо каблуком, упасть, да и вовсе подвернуть ногу — очень велика.
Спасатели настоятельно рекомендуют оставить нижнее белье, джинсы, любимые сапоги с металлическими деталями дома. Поскольку рамки металлодетекторов в аэропорту реагируют даже на украшения на теле в виде пирсинга. Косточки бюстгальтера, клепки на шортах или брюках, заколки и бижутерия из металла — вот список деталей, от которых следует отказаться.
Откровенные наряды и сильный аромат парфюма
Открытые, слишком укороченные предметы одежды, брюки или джинсы с низкой посадкой, мини топы и кофточки с глубоким декольте также не подходят для перелета. Дело в том, на борту самолета побывало множество людей, каждый из которых оставил мириады микробов и микроорганизмов. Поэтому безопаснее не оголять разные участки тела, чтобы не подхватить инфекцию или вирус.
Собираясь в полет, не следует обильно поливать себя духами, туалетной водой или иными средствами с ярко выраженными ароматами. Ведь у других пассажиров может быть аллергия на парфюмерию. Дети, пожилые люди и те, кто плохо переносит воздушную дорогу из-за слабости вестибулярного аппарата, остро реагируют на сильные запахи. Тяжелый амбре спровоцирует у окружающих приступы тошноты и головокружения.
Дресс-код некоторых авиакомпаний
Некоторые авиакомпании устанавливают определенные правила для внешнего вида пассажиров, нечто вроде дресс-кода. Откровенные маечки, отсутствие у мужчин футболки или рубашки в жаркое время года, слишком тугие леггинсы или короткие шорты, вызывающий вид — такая красота нередко числится в списке не рекомендуемой во время полета одежды.
Взаимное уважение путешественников друг к другу и приличный комплект гардероба — важное условие гладкого воздушного пути без конфликтов и происшествий.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Экипажи «Аэрофлота» обязали одеваться «по гражданке» в бизнес-классе
Авиакомпания «Аэрофлот» обязала своих сотрудников, которые путешествуют в бизнес-классе самолетами того же «Аэрофлота», снимать форменную одежду и одеваться в гражданскую одежду.
«При размещении и нахождении в салоне класса бизнес в течение всего рейса члены экипажа должны находиться в гражданской одежде», – цитируют «Известия» распоряжение компании.
Экипажу и пилотам, даже тем, которые включены в задание на полет в бизнес-классе, придется дважды переодеваться – при размещении в бизнес-классе и по окончании полета, ведь во время прохождения досмотра и прочих процедур экипаж должен быть в форме.
Где именно переодеваться экипажу, не уточняется, главное – чтобы это происходило «вне зоны видимости пассажиров».
Одна из бортпроводниц рассказала «Известиям», что когда экипаж находится в бизнес-классе в форменной одежде, многие возмущаются тем, что сотрудники компании якобы бездельничают и занимают места, отведенные для пассажиров.
«Многие пассажиры не понимают, что мы отдыхаем, поэтому подходят и спрашивают воду или уточняют, почему мы тут сидим. Иногда пассажиры неадекватно реагируют на то, что с ними рядом сидит сотрудник в форме. Иногда это доходит до скандала», – сообщила настоявшая на анонимности сотрудница «Аэрофлота».
Анонимная стюардесса рассказала о заоблачной зарплате, суевериях и подготовке в Аэрофлоте
Профессия стюардессы считается элитной. Попасть на такую должность сложно, приходится проходить много отборочных этапов, часто на английском языке. Во-вторых, стюардессе нужно поддерживать хорошую физическую форму и всегда выглядеть безупречно. Но за все эти мучения существует вполне достойная награда — хорошая зарплата и возможность много путешествовать по миру. Впрочем, подводных камней тоже хватает. О «кухне» самолетов и жизни стюардесс рассказала экс-сотрудница Аэрофлота и Трансаэро. Для удобства назовем ее Машей.
Как все начиналось?
Маша начала свою карьеру стюардессы в 19 лет. Она с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве. Деньги получалось зарабатывать неплохие: хватало на жизнь и путешествия. Но в какой-то момент ей надоела такая работа и захотелось чего-то другого, но так, чтобы иметь и хороший стабильный заработок, и не отказываться от возможности ездить по миру. Объявление о наборе в школу бортпроводников девушка увидела случайно и решила попытать счастья.
Ей повезло проходить учебу в Москве при Аэрофлоте. Особенно радовало то, что после прохождения курса не нужно будет думать о трудоустройстве. Конечно, делается это не из соображений благотворительности: вчерашний ученик должен отработать определенное количество часов, а если этого не происходит — выплатить неустойку.
Дресс-код был первым кастинговым испытанием. Соискатель должен прийти в классической одежде: строгой белой рубашке, черной юбке, желательно силуэта «карандаш», закрытых черных туфлях на каблуке. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке (это часть парадной формы). Длинные волосы нужно собирать в гладкую прическу, а короткая стрижка должна быть не ниже линии воротника.
На отборе нужно было сделать задания, разработанные на основе летной практики. Как минимум, нужно знать терминологию на английском языке (аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и т. д.). Результат сообщают позже.
Таких не берут в космонавты.
Обучение в спецшколе тоже не из легких. Занятия проходят ежедневно в учебном центре у аэропорта. Помимо изучения теории, на них заставляют бегать и плавать. Это делается, чтобы бортпроводники были выносливыми. Тележки с едой возить достаточно тяжело. А делать это легко и непринужденно ещё труднее.
В среднем обучение длится полгода, но срок может варьироваться. За это время вы изучаете целый спектр дисциплин:
Бортпроводники суеверны, как и пилоты. Вы никогда не услышите от них слова «последний» — только «крайний». А еще считается, что перед вылетом нельзя ничего зашивать или пришивать пуговицы ни себе, ни родным. Кто-то выходит из дома определенным образом, а Маша рассказывала, что всегда брала с собой несколько пар колготок. Такая привычка.
Вопреки распространенному мнению, бортпроводники не только просят пристегнуть ремни или приносят чай. Они на борту — для безопасности пассажиров. И это главное. Любая нештатная ситуация в воздухе — гарантия разбирательств на земле. У каждой стюардессы есть свой сектор ответственности. Они проверяют качество уборки на борту, контролируют прием багажа и посадку пассажиров, принимают продукты питания.
Маша рассказывает, как однажды пассажир выбросил плохо потушенный окурок в мусорный бак. Возникло небольшое локальное возгорание, которое вовремя потушили. Пассажиру сделали выговор, а на ближайшем брифинге экипаж уже разрабатывал меры по предотвращению подобных ситуаций.
Девушка вспоминает, что иногда экипаж могут разместить в городе прибытия, если длительность рейса превышает восемь часов. После бумажной волокиты со сдачей рейса и пломбировки оборудования ребят ждет постполетный брифинг, и только потом их отвозят в отель. Как правило, заселяют в небольшие, нетуристические гостиницы, где останавливаются преимущественно бортпроводники. О сроках нахождения в городе предупреждают заранее, и у стюардесс есть возможность погулять по городу, посмотреть достопримечательности.
О курьезах на борту.
Чудные люди встречаются повсюду. Однажды пассажир попросил Машу сделать ему массаж. Он, видимо, решил, что за те деньги, что он заплатил за билет, его должны обслужить, как персидского шаха. Девушке пришлось вежливо и тактично объяснять, что это не входит в ее обязанности.
Иногда на борту случаются и роды. Это был рейс Москва — Дубай. Беременная женщина плохо чувствовала себя весь полет, и стюардессы особо трепетно за ней следили. За 40 минут до посадки она сказала, что у нее отошли воды. Маша сообщила об этом старшему бортпроводнику, они предупредили наземные службы о необходимости «скорой».
Девушке никогда не доводилось принимать роды, а вот бригадиру — уже раза два. Есть такая практика, что дети, рожденные на борту, могут всю жизнь бесплатно летать на самолетах этой авиакомпании. Та женщина родила в карете скорой на летном поле.
О самой вкусной еде.
Пенсия, которой нет.
У стюардесс нет такого понятия. Зато есть медкомиссия. И вы можете летать, пока каждые полгода ее результаты будут соответствовать нормам. Если организм перестает справляться, могут предложить работу в наземных службах. Мария говорит, что ей доводилось однажды работать с удивительной 55-летней женщиной. Та была одним из инструкторов, вела занятия и оценивала работу экипажа. Она выглядела намного моложе своих лет, а фигура со спины казалась модельной.
Требования к фигуре.
Кстати, о фигуре. Требования к ней продиктованы всё той же безопасностью. В основном, конечно, стюардесс подбирают по внешности. Особенно в Аэрофлот. Но их можно понять: стюардесса — это лицо компании, а для пассажиров из других стран — лицо страны.
Маша говорит, что получила все то, за чем шла в профессию. За девять лет летной практики она посмотрела около 25 стран, купила себе квартиру и после всех выплат за жилье у нее даже оставались деньги, чтобы запросто купить новое платье, туфли или пойти в дорогой ресторан. Бывало по-всякому. Иногда урезали суточные, иногда лишали премии, но в хорошей авиакомпании можно было получать по 200 тысяч рублей в месяц.
Труд стюардессы, как видите, непрост, поэтому в следующий раз, когда будете садиться на самолет, вспомните эту статью и отнеситесь к ним с уважением…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: