12 советов для комфортного перелета
Помимо общих сведений, предоставленных перевозчиком на сайте, советуем ознакомиться с ежемесячными рейтингами задержки рейсов от Федерального агентства воздушного транспорта. Если есть возможность выбрать время полета, покупайте билеты на утренние рейсы. По статистике, их реже всего задерживают. К тому же, как утверждается в статье журнала Plane & Pilot, утром турбулентность значительно ниже.
На передних рядах вы окажетесь ближе всех к выходу и сможете выйти из самолета быстрее. А еще с носа начинается обслуживание, а значит, вы получите обед раньше. С другой стороны, места в хвосте считаются наиболее безопасными — по статистике, опубликованной в Popular Mechanics, в случае катастрофы у пассажиров задних рядов на 40% выше шансы спастись. А вот места рядом с крыльями гарантируют наименьшую турбулентность. Кстати, иногда есть возможность после набора высоты пересесть на другое место — просто попросите об этом стюардессу.
Места у запасного выхода предполагают большее пространство между креслами — можно вытянуть ноги. Наиболее удобным из трех мест в любом ряду считается кресло у иллюминатора. Здесь вы не будете стиснуты между соседями, а стюардесса не заденет вас тележкой с обедами. При этом можно облокотиться на стену и вздремнуть, а соседям не придется будить вас, чтобы выйти. Но учитывайте, что места «с видом» предполагают холодный фюзеляж (за бортом температура воздуха около –60 °С). Так что если вы решили разглядывать облака, то оденьтесь потеплее.
Кстати, о дресс-коде. Если вам принципиально сойти с трапа в деловом костюме или изысканном платье, то лучше переодеться перед прилетом. На время пути отдавайте предпочтение максимально свободной одежде. Учитывайте, что в салоне бывает то жарко, то холодно, поэтому можно взять с собой палантин (пледы предлагают не в каждом самолете) и одеться слоями — от футболки до свитшота и куртки. Могут пригодиться теплые носки, если вы решите снять обувь.
Куда положить вещи
На откидных столиках и в карманах впереди стоящих кресел скапливается больше всего мусора — независимо от того, как тщательно их моют. Постарайтесь не класть личные вещи, еду без подноса и упаковки на столик. Не лишними будут санитайзер для рук и влажные салфетки с антимикробным эффектом.
Во избежание укачивания перед полетом лучше есть легкую пищу, ограничить жирные и молочные блюда. Большинство авиакомпаний предлагает на выбор несколько вариантов меню помимо стандартного. Это может быть рацион для пассажиров с диабетом, сидящих на диете, веганов и вегетарианцев, а также безлактозное, детское и кошерное питание. Указать свои пожелания к меню нужно при покупке билета. В полете пригодятся перекусы — фрукты, овощи, орехи. Из-за сухого воздуха и низкого давления на борту падает чувствительность вкусовых рецепторов, поэтому основные блюда авиакомпаний часто содержат избыточное количество соли и сахара.
Чтобы избежать обезвоживания во время долгого перелета, в самолете нужно пить больше воды. По той же причине рекомендуем отказаться от алкоголя, кофе и кофеинсодержащих напитков. После досмотра ручной клади купите пару бутылок обычной воды, чтобы не звать всякий раз стюардессу с маленьким стаканчиком.
Как защитить кожу от сухого воздуха
Настройте кондиционер над креслом так, чтобы воздух не дул в лицо и не сушил кожу еще больше. В полете используйте увлажняющие маски, кремы или эмульсии. Некоторые пассажиры освежают лицо термальной водой в виде спрея, но делать это не стоит: попадая на кожу, вода испаряется, обезвоживая ее еще больше, и нарушает гидробаланс. Для увлажнения отлично подойдут пробники и специальные мини-наборы многофункциональных средств для путешествий. Не забывайте о правилах авиакомпаний касательно объемов флаконов с жидкостью.
Подумайте заранее, чем развлечь себя во время многочасового перелета. В лоукостерах вам максимум предложат почитать журнал авиакомпании, поэтому можно купить стопку журналов в аэропорту и после прочтения оставить их в самолете. Пригодится книга или планшет с заранее сохраненными фильмами и музыкой. Можно разобрать галерею фотографий из отпуска или сделать записи в ежедневнике, подводя итоги поездки и строя новые планы. Кстати, наушники лучше брать свои — те, которые выдают в самолете, не являются одноразовыми. После использования их очищают и заново упаковывают, но это не гарантирует их гигиенической безопасности.
Как избежать отеков
Обезвоживание может спровоцировать отеки, которые также обусловлены задержкой солей в организме. Во время полета вы редко меняете положение тела, что вызывает застой жидкости в тканях. Чтобы избавиться от отеков, советуем снять обувь, размять икры и ступни, пройтись по салону, перенося вес тела на пальцы ног. Старайтесь не скрещивать ноги, сидя в кресле: это дополнительно затрудняет кровоток. Поможет компрессионное белье, надетое под одежду, не сковывающую движений.
Как справиться с заложенностью уха
В обычных условиях атмосферное давление идентично давлению в барабанной полости уха. Из-за разницы давления во внешней среде и человеческом организме во время взлета и посадки уши может закладывать. При зевании, глотательных и жевательных движениях внутреннее отверстие евстахиевой трубы приоткрывается, что позволяет выровнять перепады. Помогут леденцы либо жвачка, а во время набора и снижения высоты желательно не спать.
Как организовать сон
Захватите с собой маску для сна и беруши, ведь никто не застрахован от шумных соседей по салону. Если вы берете в полет подголовник-подушку, то не надувайте его полностью: из-за перепадов атмосферного давления аксессуар может лопнуть.
СтильОдеться в полёт: Почему нет комфортного стиля «для аэропортов»
Как далёк образ «идеального путешественника» от реальности
Текст: Даша Князева
2016 год. Девушка в бежевых брюках, солнечных очках и классических туфлях с контрастным мыском на очень высоком каблуке идёт по аэропорту. За кадром — люди в легинсах, худи, кроссовках и с надувной подушкой наперевес, занятые прозаическими делами: добежать до стойки регистрации, найти рейс на табло, встретить маму из отпуска. Среди этой разношёрстной и живой среды она выглядит человеком, для которого перелёт — просто повод взять в руку сумку пообъёмнее. В апреле British Airways вместе c редактором и стилистом Vanity Fair Элизабет Зальцман признали эту девушку — дизайнера Викторию Бекхэм — самым «стильным путешественником» в мире.
Казалось бы, мода на «новый комфорт» и околоспортивный стиль, которые в наше время более чем полностью интегрированы в повседневность, не знает границ. Тем не менее нам всё ещё предлагают образ самого модного пассажира не в огромном пуховике-одеяле или многослойном наряде, в которых не страшно присесть на пол в зале ожидания, а в светлом пальто и на высоких каблуках, преданность которым вызывает смесь из восхищения и недоумения. Что нам делать с этим образом, никак не коррелирующим ни с духом времени, ни со всеми нами? Смотреть на него, как в музее? Пытаться соответствовать? Грустно взваливать на плечи рюкзак, сгибаясь под бременем собственной «непервоклассности»?
Сумки жёсткой формы, жемчуг, платья-футляры, шубы и широкополые шляпы — рассматривать старые фотографии людей в аэропортах интересно и, что немаловажно, показательно для понимания моды того или иного десятилетия. Долгое время постоянные перелёты, особенно на дальние расстояния, были недоступны для большинства: билет из Лондона в Сидней стоил около 30 недельных зарплат, сегодня в западном мире — примерно одну. Поэтому до 1969 года, когда начал производить регулярные рейсы «Боинг 647», люди, которые могли позволить себе перелёты, были либо очень богатыми, либо очень знаменитыми (либо и то и другое сразу).
Это сказывалось и на общем понимании «самолётной моды»: пассажирки летали в лаковых сапогах и шляпках-таблетках не просто по долгу статуса, но и потому, что им не нужно было тащить за собой чемодан с перевесом и кота в переноске. Не говоря уже о героях светской хроники: кинозвёзды, политики и прочие небожители всегда стремились быть на высоте. Для прочих обеспеченных путешественников перелёт также был важным событием, к которому стоило подготовиться заранее.
Как только в мире начали массово и регулярно летать на длинные расстояния, встал и вопрос удобного дресс-кода
В 60-х и начале 70-х авиапутешествие было окружено ореолом праздника с налётом футуризма: авиакомпании приглашали известных дизайнеров и художников вроде Эмилио Пуччи или Александра Колдера для разработки логотипов, оформления комнат ожидания, формы для стюардесс (в некоторые комплекты даже входил прозрачный шлем на случай встречи гостей перед трапом в дождливую погоду) и порой даже интерьеров самих самолётов. Особо привилегированные могли насладиться путешествием на все сто: в их распоряжении были и живые концерты, и роскошные полноразмерные кровати. Обладатели билета в первый класс могли не отказывать себе ни в чём ни на земле, ни в воздухе, в том числе им не нужно было задумываться о практичности внешнего вида.
Однако в 70-х, которые принято считать золотым десятилетием в мире гражданской авиации, правила игры стали меняться: пассажиропоток начал стремительно расти, а перелёт — превращаться в обыденность. В самих самолётах теперь нужно экономить пространство: в салонах становится куда меньше дизайнерской мысли, зато больше возможностей для перевозки наибольшего числа людей. Как только в мире начали массово и регулярно летать на длинные расстояния (а после перелётов ещё и бежать на встречи), встал и вопрос удобного дресс-кода. Да, в первом классе всё ещё сверкали жемчуга и разливали супы половником, но в экономе уже, определённо, отдавали предпочтение брюкам и немнущимся материалам.
Парадокс в том, что с 70-х отношение к самолётному дресс-коду словно не изменилось. Роль «идеального пассажира» по прежнему играют богатые или знаменитые: с дорогим чемоданом, в «полурасслабленном» комплекте одежды, при этом на каблуках и желательно с кашемировой пашминой в руке. Cам сегмент товаров «для путешественников» словно по инерции остаётся «не для всех», подчёркивая свою премиальность. Локальные марки и линейки масс-маркета почти не заходят на эту территорию — по крайней мере, не продают сам образ путешественника.
Продакт-плейсмент, глянец и культура селебрити делают своё дело: в журналах, таблоидах и кино мы видим элегантных людей, выходящих из частного самолёта с чемоданами легендарных марок, а не с эргономичными рюкзаками и сумками. Поэтому и получается, что в этом сегменте до сих пор доминирует «тяжёлый люкс», а всем остальным предлагается собирать свой «перелётный комплект» из чего придётся или имитировать премиальное потребление. Именно благодаря этим двум крайностям, проходящим под кодовыми названиями «бизнес» и «эконом», и сформировались два полярных, но равно популярных самолётных дресс-кода: или джинсы, которые «не жалко», худи и балетки, или же каблуки и укладка.
У 99 % пассажиров нет и никогда не будет тревел-сета Louis Vuitton за 60 тысяч долларов, просто потому, что большинству из нас это не нужно
Как обычно, за бортом остаётся все разнообразие людей, встречающихся в любом современном аэропорте, которых объединяет одно — желание летать с комфортом. У 99 % из них нет и никогда не будет сета Louis Vuitton за 60 тысяч долларов, включающего в себя специальную сумку для шляп, шкатулку для ювелирных украшений, целый «шкаф» для одежды, кофры, чемоданы и другие столь необходимые в поездке вещи — просто потому, что большинству из нас это не нужно. Дорогие марки, продающие определённый образ жизни, не продают образ путешественника в максимально удобной одежде, создающей чувство защищённости; минималистичной и cвободной. Тем не менее она есть.
Японцы Muji, известные своей лаконичностью и любовью к деталям, предлагают всё самое нужное для путешествий и перелёта: складывающиеся зубные щетки, повязки для глаз, шейные подушки, вакуумные пакеты — специально, чтобы в чемодан вошло как можно больше. Это относительно недорогие и универсальные вещи, которые пользуются популярностью у всех, кто хочет максимально облегчить себе перелёт. Другой пример «японской сдержанности» — марка Master-Piece, чьи мессенджеры, рюкзаки, кофры, чехлы для ноутбука любят Highsnobiety и американский GQ, а продают все гиганты онлайн-ретейла от SSENSE до East Dane. Бывает и так, что марка не ориентирована исключительно на путешествующих, вроде Otis Batterbee — но именно у неё можно найти изящные маски для сна (насколько это может быть применимо к этому предмету), мягкие слипперы и специальные подушки. Молодая марка Stow тоже никак себя не рекламирует, хотя их скромные обложки для паспортов, бирки на багаж и прозрачные пеналы достойны отдельного упоминания в контексте вещей для путешествий.
Нишу «человечных вещей для перелёта» попробовал сделать и Канье Уэст совместно с французами A.P.C., предложив в коллаборационной линейке «свитер для аэропортов». Правда, его жена пока предпочитает для перелётов узкие платья и ботфорты, поддерживая глянцевую трактовку идеи «оставаться стильной в любых условиях». С другой стороны, своды правил о том, что для перелёта «не стоит выбирать обтягивающие юбки» или «лучше сделать выбор в пользу плоской подошвы» не предлагают конкретных готовых решений, полезных в предполётной горячке.
Как подобрать комплект незаменимых вещей, с которыми будет и приятно, и удобно, так и остаётся вопросом, над которым перед поездкой нет времени думать примерно ни у кого. Никакого адекватного примера в «самолётной моде» не существует — нам такой никто не транслирует. В мире, где понятие дресс-кода практически исчезло, одни люди всё равно продолжают стараться всеми силами «соответствовать», другие выбирают комплект вещей, которые попадаются под руку. Приятного начала отдыха при этом не получается ни у тех, ни у других — и это, казалось бы, небольшая проблема, которая касается пассажиров примерно ста тысяч рейсов в день.
Фотографии: Getty Images, Paule Ka, Rimowa, Globe-Trotter
На посадку по дресс-коду: за что могут не пустить на борт самолета
Накануне в США сняли с самолета музыканта, оплатившего место для своей виолончели. Командир корабля заявил, что инструмент представляет опасность для пассажиров, поскольку его не получится пристегнуть должным образом. В результате музыканта попросили покинуть самолет. Джон Кабофф рассказал об инциденте на своей странице в социальной сети. После того, как данная ситуация получила огласку, представители авиакомпании вышли на связь с музыкантом, принесли официальные извинения и предоставили возможность бесплатного полета.
Мы вспомнили самые курьезные причины, по которым авиакомпании не допустили пассажиров на борт самолета.
«ВЫЗЫВАЮЩИЕ» ЛЕГГИНСЫ
В марте этого года американская компания United Airlines не пустила на борт самолета двух девушек из-за того, что на них были надеты леггинсы. Инцидент произошел при посадке на рейс Денвер — Миннеаполис. Еще одной девочке 10-11 лет пришлось поверх леггинсов надеть платье, которое было с собой в сумке у ее матери, после чего ей разрешили пройти в самолет. В авиакомпании заявили, что внешний вид пассажирок не соответствовал дресс-коду United Airlines, который запрещает садиться в самолет в «неподобающей» одежде. В результате подростки были вынуждены переодеться и вылететь к месту назначения уже следующим рейсом.
ГЛУБОКОЕ ДЕКОЛЬТЕ
Похожий случай произошел в феврале этого года. 21-летнюю жительницу штата Флорида не пустили на борт самолета из-за слишком глубокого декольте. При посадке на рейс самолета компании Spirit Airlines сотрудники спросили у девушки, употребляла ли она алкоголь. На что девушка ответила отрицательно. Затем одна из бортпроводниц указала на глубокое декольте и сказала, что его необходимо прикрыть. Представитель авиакомпании отметил, что с рейсов авиакомпании никого просто так не высаживают. Он добавил, что если стюардесса и сделала девушке замечание, то оно имело исключительно личный характер.
ДЛИННЫЕ НОГИ
Этот инцидент произошел в самолете авиакомпании «Победа», выполнявшем рейс Самара-Москва, в марте 2017 года. Волейболиста «Факела» Александра Кимерова сняли с рейса «Победы» из-за того, что молодой человек, рост которого составляет 215 сантиметров, не поместился на месте, которое у него было в посадочном талоне и сел на свободное место в проходе. Однако против неожиданно выступила стюардесса, которая сказала, что пассажиры должны занимать места согласно купленным билетам. По словам очевидцев, Кимеров объяснил, что в обычном кресле у него не помещаются колени, и когда его вынудили вернуться, он сел на свое прежнее место и вытянул ноги в проход. После чего капитан самолета вызвал на борт наряд полиции и волейболиста сняли с рейса. В итоге рейс был задержан на полчаса. А Кимерову пришлось лететь в Москву следующим самолетом.
РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ
В феврале жительницу Красноярска вместе с дочерью не пустили в самолет в Бангкоке. Причиной стал возраст девочки – в поездке она отметила свой второй день рождения, а купленный ранее билет был льготным, предназначенным для детей в возрасте до двух лет. Женщина с ребенком осталась одна в аэропорту. С собой у нее было всего 600 рублей, тогда как самый дешевый билет до Красноярска стоил 48 тысяч. Кроме этого, туристке пришлось платить штраф за каждый день дополнительного пребывания в стране, так как виза у нее истекла. При этом перед отправлением в Таиланд женщине удалось без каких-либо трудностей приобрести билеты туда-обратно через систему онлайн-бронирования – и для себя, и для ребенка, точная дата рождения которого была указана в соответствующей заявке.
ПУГАЮЩАЯ ТАТУИРОВКА
Фото: Владимир Свояченко, МТРК «Мир»
Летом прошлого года авиапассажира сняли с рейса Стокгольм-Ираклион из-за татуировки. Стюардессы посчитали, что рисунок на теле мужчины изображает флаг «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная в России). В результате капитан принял решение снять мужчину и его спутницу с рейса. Между тем, стокгольмская полиция пояснила, что данный вопрос не входит в сферу компетенции правоохранительных органов. Командир авиалайнера имеет полное право снять с рейса того, кого посчитает нужным. Однако, как впоследствии выяснилось, никакой связи между молодым человеком и «ИГ» установлено не было. Авиаперевозчик принес мужчине свои извинения и предложил компенсацию, однако пассажир авиарейса сообщил о намерении обратиться в суд и потребовать с авиакомпании большую сумму за моральный ущерб.
Какую одежду нельзя надевать в самолет
Для одних полет в самолете – радостное событие, для других – стресс. И в том, и в другом случае он пройдет комфортнее, если избегать «неправильной» одежды.
Сложные предметы
Вам предстоит провести часть дня в довольно ограниченном пространстве. Да, и не забывайте о крошечных уборных в самолетах. Представьте только, как вы будете снимать и одевать, например, комбинезон.
Ваш любимый наряд
Сколь бы ни велик был соблазн надеть свои любимые брендовые вещи, воздержитесь от этого, отдав предпочтение простой и недорогой одежде. Суматоха перед взлетом и посадкой, еда на борту, неаккуратные соседи – любой из этих факторов может безнадежно испортить ваш любимый наряд.
Летняя одежда
Даже если вы путешествуете в разгар лета и летите в жаркие страны, упакуйте летнюю одежду в чемодан, а сами наденьте что-то немного теплее. Как только включатся вентиляционные установки, вы пожалеете о том, что не захватили хотя бы плед.Шлепки
Даже если вам в них невероятно удобно – оставьте их в багаже до того момента, пока не доберетесь до пляжа. Пыль на влажных от жары ногах будет выглядеть не совсем эстетично. В самолете отдавайте предпочтение более закрытой обуви.
Обувь на каблуках
Туфли на «шпильках» также лучше оставить для вечернего променада вдоль набережной. Никогда не знаешь, сколько километров придется «намотать» только по аэропортам.
Одежда с металлом
Не забывайте о том, что вам предстоит пройти контроль безопасности в аэропорту. Чтобы не задерживать себя и других людей, постарайтесь одевать поменьше металлических предметов.
Тяжелые духи
Нет хуже каторги, чем сидеть рядом с человеком, решившим вылить на себя максимальное количество парфюмов из Duty Free. Легкого аромата вполне достаточно, уж поверьте.
Мешковатая одежда
Казалось бы, логично в самолет надевать удобную свободную одежду. Однако у сотрудников службы безопасности другое мнение на этот счет. Они могут посчитать, что вы так оделись для того, чтобы спрятать что-то под своим бесформенным свитером. Не удивляйтесь, если вас захотят обыскать.
«Кусачие» материалы
Если свитер доставляет вам дискомфорт в обычной жизни, то в самолете вы почувствуете это вдвойне. Из-за резких изменений температурного режима, усугубленного стрессом, вы будете чувствовать непрерывный зуд, который не добавит удовольствия от поездки.
Леггинсы
Известны случаи, когда пассажиров в леггинсах не пускали на борт самолета из-за того, что этот тип одежды не соответствует дресс-коду авиакомпании. Да, оказывается таковой существует. Поэтому перед тем, как надевать «рискованную» одежду, – ознакомьтесь с правилами перевозчика на этот счет.
Кого берут в стюардессы, или красота на высоте. Личный опыт
Должны ли бортпроводницы выглядеть как модели? Что требуется, чтобы получить работу в крутой авиакомпании? Рассказывает наша читательница Саша Буркова, она же Cаша-стюардесса.
Когда мы собирали материал на тему «фейсконтроль в разных профессиях», наша читательница Саша-стюардесса прислала нам такой развернутый ответ, что мы решили, он заслуживает самостоятельного поста. Публикуем его с небольшими сокращениями и микроскопической редактурой — и в очередной раз гордимся своими читателями.
Привет, меня зовут Саша, и я на самом деле стюардесса. В течение двух с половиной лет я работала бортпроводником в арабской пятизвездочной авиакомпании Qatar Airways. Требования ко внешнему виду, когда я устраивалась, были довольно простыми: приятная внешность и вес, пропорциональный росту (просто нормальный ИМТ, коллеги у меня были самого разного телосложения). Плюс — способность дотянуться до отметки 212 см без обуви. (Вот это мне с ростом 158 далось тяжело, но после серии тренировок, растяжки и йоги я все-таки дотянулась:) Потом, когда я уже летала, для новичков добавили еще одно требование — рост от 160. Думаю, это связано исключительно с эстетикой, а не с безопасностью: если человек с 158 см может дотянуться до 212 см, то он дотянется и до аварийно-спасательного оборудования. Я летала на больших самолетах (777, 330, 340, 350), и проблем не было. Видела даже коллег ниже (и худее :)) меня.
Многие считают, что в стюардессы берут только моделей, которые достойны того, чтобы сниматься в бьюти-рекламе. Это не так. Берут и тех, у кого неровные зубы (разве что капы-ретейнеры и брекеты запрещены), и тех, у кого, как у меня, неидеальная кожа, и полноватых, и тех, у кого родинки. Но есть общее правило — чтобы внешность была приятная, не отталкивающая. Можно долго дискутировать, что означает это расплывчатое понятие, но, в принципе, все мы подсознательно понимаем, что это такое.
Но потом Qatar Airways очень строго следит за стилем и имиджем стюардесс. В один из самых первых дней тренинга, когда нам еще даже не выдали форму и все были одеты просто в белые блузки и черные юбки, пришел специалист из Grooming Department, прочел нам большую лекцию, как мы должны выглядеть, и провел первую проверку груминга (как сказать па-рюсськи grooming check?:). Эти груминг-чеки потом станут ежедневными абсолютно для всех, и парней, и девушек, перед каждым рейсом. Да, перед абсолютно каждым. Груминг-стандарт распространяется на все: макияж, цвет волос, длину и прическу, на контактные линзы и очки, часы, колготки, нижнее белье, маникюр, парфюм.
Так что лучше — в подробностях о каждой категории.
Челки, юбки и очки
Например, есть два варианта прически: волосы либо уложены в пучок, на который обязательно надета невидимая сеточка-паутинка и резинка-скранчи, либо во французскую ракушку. Baby hair быть не должно, с этим строго, торчащие волоски убираем гелем или лаком для волос. Челка допускается, но — строго ровная, длиной до бровей. Волосы средней длины должны быть убраны в хвост, и хвост не может быть длиннее 15 см (или убирайте в пучок). Короткие стрижки разрешены, но тоже только ровные, никакой асиметрии, минимальная длина — по ворот пиджака формы. Строго запрещено мелирование, балаяж/шатуш, неестественные оттенки, седина. А также рыжий цвет, так как он не сочетается с цветом формы. Знаю случай, когда рыжую от природы девушку заставили перекраситься в шатенку.
Юбка и брюки, даже те, которые вы носите во время тренингов, не должны быть в обтяжку. Считается, что это непрофессионально. Они должны сидеть свободно — так, чтобы на бедрах с каждой стороны можно было ухватить по 1-1,5 см ткани. Длина юбки — на 2 пальца ниже колена. С формой — то же самое. Да, все это проверяется. Ношение бюстгальтера и маечки на бретельках под блузку обязательно. Тату запрещены вообще, даже на местах, которые скрыты формой.
Более того. Даже когда сотрудники Qatar Airways летают пассажирами, по скидочным билетам от компании, у нас дресс-код — business attire. И нам, и сотрудникам других авиакомпаний, которые летают нашими авиалиниями по ID-билетам, запрещены джинсы, кроссовки, толстовки, босоножки, короткие юбки, просвечивающая одежда, шляпы, спортивный стиль. Разрешены абайи (арабское женское платье с длинным рукавом), футболки, брюки, строгие блузки, пиджаки, длинные юбки и платья, балетки и лоферы.
Для кабинного экипажа вообще выпущен огромный мануал, где все стандарты четко прописаны, рассказаны даже правила гигиены и здорового образа жизни. Это мануал времен царя Гороха, но в общем и целом дает представление. Сейчас, в карантин, регламентировали даже цвет масок — только голубой.
Украшения тоже подвергнуты «цензуре»:) Не разрешены кольца с камнями и ношение больше одного кольца на каждой руке. Это одна из причин, почему я выбрала обручальное кольцо просто из золота, безо всяких украшений. Браслеты, цепочки запрещены. Серьги могут быть либо гвоздиками из золота, либо белыми жемчужинками. Ношение часов обязательно, и на них тоже есть стандарт.
Можно носить очки для зрения, но цвет оправы должен быть только черным, коричневым, золотым или серебряным, а форма — консервативная. Очки формы сat eye не разрешены, как и цветные дужки, камни и видимые логотипы. На очки нужно получать специальное разрешение в груминг-департаменте и показывать его перед каждым рейсом.
За очки, которые на этом фото, мне пришлось повоевать — мне упорно говорили, что они cat eye, но я таки добилась разрешения.
На том же фото на мне — бессмертная классика: тон Estee Lauder Double Wear Nude, румяна Nars Orgasm, карандаш для глаз Urban Decay 24h, тушь Sensai Kanebo, помада Physician’s Formula в оттенке Fight Free Red-icals (спасибо огромное Юле за наводку!:) + прозрачная пудра Make Up For Ever, жидкий хайлайтер Lumene и гель для бровей Anastasia Beverly Hills.
Тон, помада и глиттеры (на самом деле нет)
Макияж, конечно, тоже цензурируется. Обязательно носить тональный крем (плотный, груминг рекомендует использовать Estee Lauder Double Wear, для полетов и длительных смен это действительно просто находка!). ВВ-кремы запрещены, хотя девушки с хорошей кожей ими все равно пользуются:) Румяна, тушь, помада и лак для ногтей — must. Недавно в список почему-то добавили праймер для лица. Это называется minimum makeup, однако яркий макияж приветствуется, считается, что это красиво выглядит в тусклом цвете самолета.
Тушь разрешена только черная, накладные и нарощенные ресницы запрещены. Подводка — черная, коричневая или серая. Тени — оттенков бургунди, тауп, коричневого, пастельного розового, серого. Не разрешены глиттеры (но шиммеры разных цветов можно, я носила, это смотрится красиво с формой, замечаний мне не делали). Не разрешены смоки айз. Помада — любых плотных ярких ягодных оттенков, кроме оранжевых и фиолетовых.
Лак для ногтей — прозрачный, в тон помады, нюд или френч без дизайна. Запрещен матовый лак и отсутствие любого лака.
В общем, приветствуется макияж в арабской эстетике — плотный, яркий, броский. Такой макияж, помимо всего, помогает выглядеть хорошо даже после длинного рейса. Например, на той же фотке я — сразу же после 16-часового перелета в Даллас. Мне кажется, что после такой смены я выгляжу вполне неплохо (в противовес своему физическому выжатолимонному состоянию:) Вообще, благодаря мейку я могу ползти на бровях от усталости, но внешне все равно выглядеть так, что пассажиры и не догадаются:)
Как это все проверяют?
Как я уже упоминала, перед каждым рейсом или днем тренинга нас проверяет специалист из груминг-департамента. Сначала нужно повернуться перед ней, будучи полностью по форме, показать руки, потом снять шапочку и пиджак, снова повернуться и показать руки. Комментарии могут быть разные: почистить обувь, отутюжить юбку, убрать baby hair, сменить помаду, нанести больше румян или тона, пришить пуговицу к пиджаку.
Это то, что легко устранимо на месте.
Но некоторые недочеты, вроде как несерьезные, на месте не устранить: например, трудно за 3 минуты покрасить отросшие корни или подстричь челку. В таком случае груминг-специалист запишет staff number провинившегося и проверит перед следующим рейсом, исправлены ли огрехи.
А есть вещи, за которые вообще снимают с рейса: например, слишком тесная форма, ожоги, простуда на губах, печальное состояние кожи лица, отсутствие какого-то элемента формы. В таком случае бортпроводник получает в свое расписание код GRM — grooming — и не может летать, пока не залечит все свои «несовершенства» и не получит одобрение от команды стиля и имиджа. Я дважды сидела на груминге за солнечный ожог, и один раз меня сняли с рейса из-за разыгравшегося акне. Было очень обидно, поскольку рейс был важный. Но груминг-офицер даже не поняла, чего я так расстроилась — по ее словам, это нормально, акне может случиться у каждого, мы все люди.
На особые вылеты проверки груминга бывают совсем строгими. Например, когда был промо-ивент на Чемпионате мира по футболу в Москве, проверка каждого человека заняла 10 минут вместо привычных 10-15 секунд. И внимание к деталям было высочайшим.
Фото лучшего качества у меня, к сожалению, нет, поскольку фотографии нам не отдали, эту я достала из официального инстаграма Qatar Airways. На фото — я.
Минутка философии
Человеку со стороны, который не работал в такой крупной компании, подобный стандарт может показаться диким. Однако к нему быстро привыкаешь. Первые несколько дней тренинга впитываешь правила, а потом автоматически им следуешь. Все эти правила призваны создать профессиональный образ бортпроводника пятизвездочной авиакомпании, и, в конце концов, такой макияж украшает абсолютно всех.
Когда собираешься на работу, не приходится думать, что надеть и как накраситься — все уже решено за меня. И тем не менее у нас была некоторая свобода в выборе макияжа: можно менять цвет румян, помады и теней, а также маникюр. Даже таким ограниченным набором можно создать миллион самых разных макияжей, поверьте!
А форму я вообще обожаю, считаю ее очень красивой. Это была моя униформа супермена — в ней я как будто становилась другим человеком и приобретала сверхспособности. Я носила ее с гордостью. Форма была символом моей принадлежности к авиации и небу (вот так пафосно, да).
Думаете, проверки груминга унизительны? Абсолютно нет. Во-первых, это часть работы. Во-вторых, груминг-офицеров (а также бортпроводников на позиции супервайзеров) специально долго учат, как давать фидбэк так, чтобы никого не задеть. Да, внешность — щекотливая тема, но лично мне никогда не было обидно от их замечаний. Иногда я не соглашалась (как в случае с очками), а иногда была даже благодарна (например, когда груминг-офицер заметила стрелку на колготках или пятно на форме). Конечно, случиться может всякое, но, в принципе, за все свое время полетов я практически не видела каких-то обид и конфликтов из-за замечаний.
А как же феминизм/права человека? Мой ответ тут прост: если обязательное ношение макияжа и форменных туфель на каблуке целых 4 см кажется дискриминирующим, просто не стоит идти на подобную должность. Правила игры известны заранее, и строжайший груминг-стандарт в арабских авиакомпаниях — давно не секрет. Я недоумеваю, когда вижу, как коллеги из европейских компаний борются за отмену макияжа и каблуков — вы же знали, куда шли.
Простая параллель: когда владельцы компании выбирают визуал для своей фирмы, то пишут бриф дизайнерам, что они хотят видеть в логотипе: современность/консервативность, ориентацию на более молодую/более возрастную аудиторию, доступность/шик, и пр. Никто не будет спорить, что по логотипу и внешнему виду сайта или визиток можно многое сказать о компании. То же самое — с бортпроводниками и любыми сотрудниками, которые на виду у клиентов — на ресепшн, в ресторане или в аэропорту.
Еще говорят, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Несомненно. Однако можно и быть профессионалом, и выглядеть хорошо. Одно другому совершенно не мешает. Кроме тренингов по грумингу мы проходим сто других, чтобы людям было комфортно и безопасно летать. Внешний вид и макияж не имеют отношения к уровню профессионализма конкретного человека, но имеют отношение к восприятию его другими людьми, имиджу и невербальному обмену сигналами.
«А мне не важен внешний вид бортпроводника, лишь бы обслуживал хорошо?» Тоже не поверю. Внешний вид важен всем. Я ставила эксперименты и поняла, что больше нравлюсь пассажирам с ярким макияжем и меньше — когда на мне minimum makeup, лишь бы груминг чек пройти. Если настроение хорошее, я красилась в нежных розовых тонах, добавляла хайлайтер, и это воспринималось людьми как открытость и готовность помочь, мягкость. Если мне не хотелось, чтобы ко мне сильно лезли с разговорами (извините, бывало иногда), то делала жесткий контуринг, черные стрелки, темную помаду типа MACовской Sin — и это считывалось как жесткость и строгость. При помощи макияжа можно быть кем угодно, можно вызывать любые эмоций у людей, поменять впечатление о себе. А профессионализм от моего макияжа не зависит — накрашена я или нет, в форме я или в картофельном мешке, я одинаково хорошо делаю свою работу. Но вам я понравлюсь больше в ярком макияже и в красивой форме:)
Все вышесказанное — исключительно мое личное мнение, основанное на опыте общения с большим количеством людей разных культур, возрастов и национальностей.
Я уволилась из Qatar Airways незадолго до пандемии по семейным обстоятельствам. Я скучаю, но летать больше не планирую, так как это ненадежная карьера. И все равно, в будущем я хочу работать в подобной большой и знаменитой компании. И буду рада, если еще когда-нибудь мне придется носить форму.