Бальные танцы — описание и виды танцевальных программ
Содержание статьи
Бальные танцы – это одна из разновидностей танцев, традиционно исполняющихся в парах. Их также называют «спортивными танцами» и «танцевальным спортом». Ежегодно проводятся соревнования по бальным танцам на разных уровнях, в том числе, международном. Лучшие танцоры из разных уголков планеты собираются для того, чтобы продемонстрировать свое мастерство и получить заслуженные награды.
Сегодня бальные танцы подразделяются на две программы – европейскую (Standard или Modern) и латиноамериканскую (Latin). Каждая из них включает по пять танцевальных стилей. Кстати, в Санкт-Петербурге бальные танцы особенно популярны в Выборгском и Приморском районах, в том числе у метро Проспект Просвещения и метро Комендантский проспект .
К европейской относят:
К латиноамериканской программе причисляют:
Также стоит отметить, что есть и другие направления спортивных танцев, являющихся своеобразным ответвлением от двух основных программ. Так, существуют европейский и латиноамериканский формейшн, представляющий собой соревнования ансамблей из восьми пар; двоеборье, включающее десять танцев; секвей европейский и латиноамериканский – шоу, длящееся в течение трех минут и выполняемое под оригинальную музыку.
Европейская программа
Рассмотрим подробнее спортивные бальные танцы, входящие в европейскую программу:
Танго – это не только зажигательный танец с красивыми движениями, в которых искусно переплетаются страстные чувства и изящные движения. Это еще и нематериальное культурное наследие человечества, каковым его признала ЮНЕСКО в 2009 году.
Исполняются бальные танцы европейской программы в одежде, которая должна соответствовать определенным требованиям. Партнерши наряжаются в длинные бальные платья, партнеры – во фраки исключительно темно-синего или черного цвета, бабочки или галстуки. Допускается вместо фрака надевать смокинг.
Латиноамериканская программа
Как было указано ранее, в латиноамериканскую программу также входит пять танцевальных стилей, которые имеют существенное отличие от европейской программы:
Самба и пасодобль исполняются с продвижением, а остальные три танца – практически на одном месте, хотя возможно и перемещение по площадке.
Партнерши, исполняющие бальные танцы латиноамериканской программы, как правило одеваются в короткие, облегающие силуэт платья. Партнеры также стараются облачиться в облегающие костюмы, позволяющие подчеркнуть мужественные очертания тела, его силу.
Использование материалов статьи разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Стандарт (Европейская программа)
Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют 5 основных танцев, такие как: Медленный Вальс (Slow или English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz). Порядок исполнения танцев на соревновании:
У любителей: | У профессионалов: |
1. Медленный Вальс 2. Танго 3. Венский Вальс 4. Медленный Фокстрот 5. Квикстеп | 1. Медленный Вальс 2. Танго 3. Медленный Фокстрот 4. Квикстеп 5. Венский Вальс |
На знаменитом Блэкпульском танцевальном фестивале в Великобритании, танцевальные пары соревнуются только в 4-х танцах европейской программы. Исключение составляет Венский Вальс. Тем не менее его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, «знакомясь» с паркетом.
Венский Вальс
Музыкальный размер: 3/4. Темп: 58-60 bpm.
Медленный Вальс
Музыкальный размер: 3/4. Темп: 28-30 bpm.
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемый Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался влиятельный «Бостонский Клуб» и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор.
Танго
Музыкальный размер: 2/4. Темп: 31-33 bpm.
Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в «Barria Las Ranas», гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием «Baile con corte» (танец с отдыхом). «Денди» Буэнос-Айреса изменили танец двумя способами. Сначала они изменили так называемый «Ритм Польки» в «Хабанера ритм», а во-вторых, они назвали этот танец Танго.
Медленный Фокстрот
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 28-30 bpm.
Квикстеп
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 50-52 bpm.
Европейская программа танцев что входит
В Европейскую программу (Standart, реже – Modern) входят 5 танцев.
Партнёрши должны быть одеты в бальные платья. Партнёры во фраки черного или тёмно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнёра должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.
В Европейскую программу спортивных бальных танцев (стандарт) входят:
– медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту)
– танго (темп — 31-33 тактов в минуту)
– венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту)
– медленный фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту)
– квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту).
Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки).
Медленный вальс (Slow Waltz)
Появление вальса относится к 70-м годам XVIII века. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.
Танго (Tango)
Изначально танго – энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими народными испанскими танцами было завезено с поселенцами в Аргентину. Однако есть в Танго кубинские и африканские корни. Традиционно считается, что танго – страстный и агрессивный танец. Раньше танго входил в латиноамериканскую программу.
Венский вальс (Vienne Waltz)
Венский вальс не был включен в конкурсную программу Блэкпулского фестиваля. Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию. Основные споры вызывают две версии происхождения танца – германская и французско-итальянская.
Медленный фокстрот (Slow Foxtrot)
Фокстрот появился в Европе в начале ХХ века и наибольшим успехом пользовался в 20-е годы. Распространению и популярности фокстрота способствовали талантливые американские танцоры Верион и Айрин Кастл.
Квикстеп (Quickstep)
Квикстеп это – быстрый фокстрот. В 20-е годы многие оркестры и джаз-бэнды начали исполнять фокстроты в быстром темпе, переходя от чинного девятнадцатого века к буйному ритму двадцатого.
Бальные танцы: программы, классификации танцоров
Бальные танцы – это парные танцы, которые сегодня в большей степени относятся к спорту (спортивные бальные танцы, СБТ). Статус спортивного этот вид искусства получил в 20-х годах XX века.
До того времени бальными считались номера, исполнявшиеся на балах и в салонах. Наряду со спортивными сейчас нередко можно встретить и исторический бальный танец, который исполняется на вечерах-реконструкциях различных эпох.
Как конкурсный, СБТ делится на программы. Спортсмены принимают участие в европейской, латиноамериканской группах. Участникам присваиваются уровни мастерства, на конкурсах организовано судейство.
История спортивных бальных танцев
Считается, что истоки СБТ лежат в Средневековье. Танцы, исполняемые горожанами и деревенскими жителями перенимали придворные танцмейстеры. Они меняли движения, придавая номерам более степенный и благородный вид, систематизировали фигуры и обучали светское общество новым танцам.
Каждая новая историческая эпоха и каждая культура вносила в танцы свои нюансы. В моде было то медленное плавное исполнение, то более быстрые номера.
В конце XIX – начале XX века танцы претерпели сильные изменения. В мир входит латиноамериканская и африканская культуры. Европейский и афроамериканский стили объединяются.
В 1920-е годы стандартизируются вальс, фокстрот и танго и организует конкурсы среди исполнителей. В 30-50-е годы в список конкурсных номеров добавляется пять латиноамериканских танцев, программы разделяются.
Программы
Соревнования по спортивным бальным танцам проходят по европейской (стандартной) программе и латине, каждая из которых состоит из 5 танцев. Бальные танцы это также “десятка или двоеборье, соревнования pro-Am, где пару составляет профессионал и любитель, секвеи и формейшн – конкурсы для ансамблей из 16 человек.
Европейская программа
Медленный вальс больше всего схож с английским вальсом 20-х годов. Движения танцоров размеренные, плавные.
Венский вальс – более быстрый вариант. Исполняется на три счета и по сравнению с другими бальными номерами в нем меньше движений и меньше трюков. Но это сложнейший танец стандартной группы.
Танго – страстный танец родом из Аргентины и Испании. Исполнители должны показать страсть, энергию. Особенность номера в резкой смене быстрых и плавных движений. В танго очень важны артистичность: партнер должен показать мужественность, партнерша – женственность и непокорность.
Медленный фокстрот считается сложнейшим в бальной программе. Для исполнения требуется особый настрой, достичь которого удается не всем танцорам, из-за чего жюри снижает баллы таким парам.
Во время танца необходимо непрерывно скользить по паркету. Движений немного, но все они технически очень сложные.
Квикстеп – быстрый фокстрот. Кардинально иной номер: движение быстрые и четкие, и в целом квикстеп ассоциируется с жизнерадостностью.
Одежда танцоров стандартной программы соответствует строгим требованиям.
Мужчина должен быть одет в темный фрак или жилет. Партнерша одевается в бальное платье.
Латиноамериканская программа
Самба – бальный танец родом из Бразилии. Исполнители должны сыграть флирт, любовь. Самба в СБТ отличается частой сменой фигур, больше всего двигаются бедра танцоров, вес тела постоянно перемещается за счет сгибания и разгибания колен.
Ча-ча-ча – номер, объединяющий движения мамбы и румбы. Очень быстрый и бодрый танец. Задача пары – помимо техники показать оригинальность исполнения.
Румба – страстный танец латиноамериканской программы. За счет фигур, жестов, мимики партнеры должны доказать зрителю влюбленность друг в друга. Движения плавные, грациозные.
Пасодобль – экстравагантный испанский бальный номер, имитирующий корриду: партнер играет тореро, партнерша – мулету (красная ткань в руках тореро), второго тореро или быка. Шаги в пасодобле делаются на каждый счет.темп быстрый.
Джайв – активный танец в стиле рок-н-ролл. Номер полон прыжков, резких подъемов и энергичных движений. Самый динамичный танец программы.
Одежда танцоров в латиноамериканской программе свободная. Часто надеваются облегающие костюмы. Партнерши выбирают короткие, откровенные наряды.
Классификация танцоров
Так как в конкурсах должны участвовать исполнители одного уровня подготовки, существует две системы классификации мастерства:
Танцоры каждой группы имеют право исполнять определенный набор бальных номеров. Набранные в ходе нескольких соревнований очки дают право танцору получить следующий класс мастерства.
Так как бальные танцы – это парные состязания, и танцоры в паре могут состоять в разных категориях, есть правила участия в соревнованиях. Класс пары определяется по классу партнера: если у него класс Е, то пару допустят к соревнованиям в этой классификации.
Исключение из правил: если у партнерши класс выше на две ступени, то пару могут допустить до участия в соревнованиях на ступень выше, чем у партнера. Но в таком случае девушка не имеет права исполнять движения уровня выше.
Классификация СБТ по уровню подготовки
H-класс – начальный уровень, который присваивается начинающему танцору. Чтобы принять участие в первых соревнованиях, танцор проходит смотр, где показывает базовые элементы.
Е-класс : первый уровень. Для допуска к соревнованиям начинающий исполнительно должен освоить ча-ча-ча, вальс, польку, самбу, джайв, квикстеп. Ребенок может выбрать, в какой программе он хочет участвовать. Но рекомендуется сразу осваивать европейские и латиноамериканские бальные номера. Когда будут пройдены основы и присвоен профессиональный класс, можно подумать об одном направлении.
C-класс : исполнитель должен танцевать не только технически правильно, но и артистично. Судьи ставят за это отдельную оценку. На этом этапе спорт превращается в искусство. Спортсмен имеет право добавлять произвольные движения не из базового набора.
A-класс : промежуточная категория между описанными выше и международными категориями.
S-класс присваивается Президиумом национальной федерации по результатом бальных соревнований мирового масштаба.
M-класс – самый высокий уровень мастерства.
Неофициальный разряд – хобби-класс для взрослых начинающих исполнителей. Как и в Н-классе можно исполнять четыре базовых танца.
Стандарт
(Европейская программа)
Стандарт (Европейская программа) Танцевального спорта
Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют 5 основных танцев, такие как: Медленный Вальс (Slow или English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz). Порядок исполнения танцев на соревновании:
У любителей:
1. Медленный Вальс
2. Танго
3. Венский Вальс
4. Медленный Фокстрот
5. Квикстеп
У профессионалов:
1. Медленный Вальс
2. Танго
3. Медленный Фокстрот
4. Квикстеп
5. Венский Вальс
На знаменитом Блэкпульском танцевальном фестивале в Великобритании, танцевальные пары соревнуются только в 4-х танцах европейской программы. Исключение составляет Венский Вальс. Тем не менее его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, «знакомясь» с паркетом.
Венский Вальс
Музыкальный размер: 3/4. Темп: 58-60 bpm.
Медленный Вальс
Музыкальный размер: 3/4. Темп: 28-30 bpm.
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемый Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался влиятельный «Бостонский Клуб» и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор.
Танго
Музыкальный размер: 2/4. Темп: 31-33 bpm.
Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в «Barria Las Ranas», гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием «Baile con corte» (танец с отдыхом). «Денди» Буэнос-Айреса изменили танец двумя способами. Сначала они изменили так называемый «Ритм Польки» в «Хабанера ритм», а во-вторых, они назвали этот танец Танго.
Медленный Фокстрот
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 28-30 bpm.
Квикстеп
Музыкальный размер: 4/4. Темп: 50-52 bpm.
Критерии оценки Европейской программы
Танцевального спорта
Критерии оценки дисциплин европейская и латиноамериканская программы состоят из четырех компонентов каждая:
— техника исполнения /Technical Quality/ (TQ)
— музыкальность движения /Movement To Music/ (MM)
— партнерство / Partnering Skills / (PS).
— хореография и презентация /Choreography and Presentation/ (CP).
7.8.2. Техника исполнения.
Подкомпоненты: 7.8.2.1. Осанка. 7.8.2.2. Соединение в паре. 7.8.2.3. Центр — контакт в статике и динамике. 7.8.2.4. Баланс — равновесие двух танцоров в статике и динамике. 7.8.2.5. Работа ступней и позиции стоп. 7.8.2.6. Работа корпуса. 7.8.2.7. Драйв экшн. 7.8.2.8. Подготовка к движению. 7.8.2.9. Подъемы и снижения. 7.8.2.10. Свинг. 7.8.2.11. Пивот, пивотирующие действия, продолженные спины. 7.8.2.12. Сложные фигуры. «Умелые», искусные фигуры — экстремальные комплексные линии, прыжки, батманы, направленные вращения и т.п. 7.8.3. Музыкальность движения. Подкомпоненты: 7.8.3.1. Счет/Timing/ и интерпретация его длительности/Shuffle Timing. 7.8.3.2. Ритм — соответствие ритмическим акцентам музыки. 7.8.3.3. Музыкальная структура — фраза, мелодия, тема, припев, пауза, интенсивность и т.п. 7.8.4. Партнерство. Подкомпоненты: 7.8.4.1. Физические средства обмена информацией. 7.8.4.2. Выведение из баланса, контрбаланс, поддержки, броски. 7.8.4.3. Время и пространство. 23 7.8.4.4. Согласованность действий, постоянство, состояние. 7.8.5. Хореография и презентация. Подкомпоненты: 7.8.5.1. Структуры и композиции. 7.8.5.2. Невербальный обмен информацией. 7.8.5.3. Позиционирование, владение паркетом. 7.8.5.4. Характер танца. 7.8.5.5. Приложение энергии. 7.8.5.6. Атмосфера.