Рабочая программа по географии, 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
1.Планируемые предметные результаты освоения географии
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты- гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)
Основные виды деятельности
Формы учебных занятий
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.
Работа с учебником и электронным приложением
Знакомство с презентацией.
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Анализ текста и иллюстраций учебника
Решение ситуационных задач
Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов
Как люди открывали Землю (5 ч)
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты.
Чтение ианализ карт атласа
Выполнение заданий учителя
Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы.
Диагностическая работа №1
Контрольная работа №1
Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»
Работа с текстом и рисунками учебника.
Составление характеристики планет по плану.
Характеристика особенностей различных небесных тел
Подготовка сообщений по теме.
Выполнение заданий учителя
Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью
Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью
Групповая и индивидуальная работа
Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию
проверка знаний. Эвристическая беседа
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
№ 3«Ориентирование по компасу»,
№ 4. «Составление простейшего плана местности»
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
Ориентирование по компасу и местным предметам
Отработка знания условных знаков плана.
Ориентирование по плану и географической карте.
Самостоятельное построение простейшего плана местности.
Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа
Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся
Природа Земли (10 ч)
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Ост рова.
Диагностическая работа №2
Контрольная работа №2
Анализ рисунков учебника.
Определение ключевых понятий урока.
Обозначение районов землетрясений на конт. карте
Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков.
Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли.
Анализ текста учебника.
Работа с учебником.
Анализ текста учебника
Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий.
мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников
Групповая и индивидуальная работа
Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме:
викторина «Самое-самое на моем материке»
Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль
3. Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по географии 5 класс
· приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;);
· приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
· приказа МБОУ Быстрянская СОШ им.О.Суртаева от 17.06.2016 №95 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Быстрянская СОШ им.О.Суртаева»;
· приказа МБОУ Быстрянская СОШ им.О.Суртаева от 30.08.2017 №96 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ Быстрянская СОШ им.О.Суртаева»;
· примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);
На изучение предмета согласно авторской программе отводится 35 часов за учебный год, 1 час в неделю. Согласно Годовому календарному графику на изучение предмета отведено 35 ч., из них резервное время 2 часа
Место курса «География. Начальный курс. 5 класс» в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год. Рабочая программа полностью соответствует рабочей программе « География 5 класс: программа для общеобразовательных учреждений к учебнику, созданному под руководством И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина/ авт.-сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2016».
При разработке рабочей программы были учтены цели, требования к уровню подготовки учащихся, проверке и оценке знаний и умений учащихся, выявленные и ранжированные по принципу «причина-проблема» результаты педагогического исследования в школе «Индивидуально-типологические особенности ребёнка и трудности учения».
Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучении
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
— актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
— развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
— научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
— научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Формы, методы и средства обучения, технологии
В работе используются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие активные формы и методы учения/обучения.
Наиболее эффективными для активизации учебного процесса считаю следующие технологии:
Содержание курса «География. Начальный курс. 5 класс»
Что изучает география (5 часов).
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле . Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Практические работы № 1, 2 – Практическая работа № 1. Изучение по карте маршрутов разного времени и периодов, Практическая работа № 2. Нанесение на карту географических объектов
Земля во Вселенной (9ч)
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Перечень разделов и общих тем,последовательность их изучения
на изучение каждого раздела и каждой темы
Раздел 1. Что изучает география
Раздел 2. Как люди открывали Землю
Раздел 3. Земля во Вселенной
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли.
Раздел 5. Природа Земли
Тематический поурочный план изучения предмета географии в 5 классе
Перечень разделов и общих тем, последовательность их изучения
Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы
Раздел 1. Что изучает география ( 5 ч )
Мир, в котором мы живем
География – наука о Земле
Методы географических исследований
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Раздел 2. Как люди открывали Землю ( 5 ч )
Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1. Изучение по карте маршрутов разного времени и периодов
Важнейшие географические открытия
Открытия русских путешественников Практическая работа
№ 2. Нанесение на карту географических объектов
Открытия русских путешественников
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
Раздел 3. Земля во Вселенной ( 9 ч )
Как древние люди представляли себе Вселенную
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Планеты – гиганты и маленький Плутон
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
Уникальная планета – Земля
Современные исследования космоса
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч )
Ориентирование. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты
План местности и географическая карта. Практическая работа №4 Самостоятельное построение простейшего плана местности
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли
Раздел 5. Природа Земли ( 10 ч )
Как возникла Земля
Внутреннее строение Земли
Землетрясения и вулканы.
Путешествия по материкам
Воздушная одежда Земли
Живая оболочка Земли
Почва – особое природное тело
Воздействие человека на природу
33 ч ( 2 ч резервное время ), итого 35 часов
Практические работы – 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народам мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
— выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
— составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
— работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
— анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
— выявлять причины и следствия простых явлений;
— осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
— создавать тезисы, различные виды планов;
— преобразовывать информацию из одного вида в другой;
— определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
— в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
— учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
— уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
— объяснять, для чего изучают географию;
— использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
— по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
— составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
— строить простые планы местности;
— моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
— различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
— описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
— называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
— называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
— показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
— описывать представления древних людей о Вселенной;
— называть и показывать планеты Солнечной системы;
— приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
— описывать уникальные особенности Земли как планеты;
— находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
— работать с компасом;
— ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
— называть и показывать по карте основные географические объекты;
— наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
— приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
— объяснять особенности строения рельефа сущи;
— описывать погоду своей местности;
— объяснять значение ключевых понятий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
— использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
— в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
— составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
— представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
— ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
— читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
— строить простые планы местности;
— создавать простейшие географические карты различного содержания;
— моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
— различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
— проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
— оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
— использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
— приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
— воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
— создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учащийся должен уметь:
· объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
· приводить примеры географических следствий движения Земли;
· определять направления, расстояния по глобусу;
· объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый свет», «Новый свет», «поморы»;
· находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
· читать план местности и карту;
· работать с компасом, картой;
· ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
· называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
· показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
· объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система», «озеро», «болото», «ледники», «атмосфера», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «биосфера»;
· называть и показывать по карте основные географические объекты;
· обозначать на контурной карте географический объекты;
· приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
· измерять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность;
· описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· планировать свою деятельность под руководством учителя;
· работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
· выделять существенные признаки понятий;
· участвовать в совместной деятельности;
· высказывать суждения, подтверждая их фактами;
· искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
· составлять описания объектов;
· оценивать работу одноклассников;
· выявлять причинно-следственные связи.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
· ответственным отношением к учебе;
· опытом участия в социально значимом труде;
· осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
· коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2016.
2. Баринова И.И., География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А. А Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс»/И.И. Баринова,Т.А. Карташева М.: Дрофа, 2016 г.
Технические средства обучения: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер
Лист внесения изменений и дополнений в программе