Компилятивная программа в доу что это такое

Компилятивная индивидуальная программа коррекции и развития познавательных процессов

Татьяна Голотвина
Компилятивная индивидуальная программа коррекции и развития познавательных процессов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей.

Возрастной период от пяти до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь.

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Сама же деятельность детей носит творческий характер.

ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ

— обеспечить психологическую готовность детей к школьному обучению;

— способствовать совершенствованию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, графических навыков письма.

— сформировать у ребенка навыки в общении, повысить самооценку, закладывать основы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ведущим специалистом является педагог- психолог.

Программа предполагает работу с дошкольниками 5-7 лет.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

В качестве методологических основ программы выступили общеметодологические принципы науки, такие как принцип деятельного подхода, принцип гуманистического подхода.

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающей работе (теории А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощнейший развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка. Еще одним условием является заинтересованное включение ребенка в социально организованную, творческую деятельность, что также обеспечено в коррекционно-развивающей программе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развитие психических процессов.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Совершенствование психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи, творческих способностей).

2. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

3. Развитие у детей навыков общения.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:

помещение должно быть светлым, проветриваемым;

помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;

помещение должно быть эстетически оформлено.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе используются следующие методы:

задания на зрительное восприятие;

упражнения для совершенствования графических навыков письма;

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительный этап (5 мин.)

2. Основной этап (20 мин.)

3. Заключительный этап (5 мин.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень.

С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма. А также формируются навыки в общении, повышается самооценка.

Результативность программы можно выявить путем обследования,проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса.Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

обследование детей психологом: изучение познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

уровень интеллектуальных способностей ребенка.

Программапоможет решить следующие проблемы:

повысить интеллектуальный потенциал детей, раскрыть творческие возможности;

обеспечить психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Развитие:

графических навыков письма;

Оборудование:карточки с заданиями: «Обведи контур», «Продолжи узор»,загадка.

1. Упражнение «Обведи контур»

Задача: Развитие произвольного внимания

Описание: С помощью карандаша или ручки как можно точнее воспроизведи на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми.

2. Творческое задание «Нарисуй геометрические фигуры» Развитие слухового внимания, памяти. Нарисуй круг, квадрат, треугольник. Раскрась их.

3. Упражнение «Продолжи узор» Развитие графических навыков письма. Продолжи до конца строки.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие творчества, мышления, воображения.

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостом, да не мышь.

Развитие:

произвольного и слухового внимания;

графических навыков письма;

Оборудование: карточки с заданиями «Продолжи узор», Игрушка Мышка, загадка.

1. Упражнение «Продолжи узор»

Развитие произвольного внимания Продолжи до конца строки.

2.«Нарисуй и зачеркни»

Развитие внимания, наблюдательности. Развитие произвольного слухового внимания. Нарисовать три треугольника, один круг, два овала и зачеркнуть четвертую фигуру

3.«Помогите мышке нарисовать предметы квадратной формы.

Закрепление геометрических фигур. Развитие внимания, мышления, воображения. Нарисуй четыре квадрата. Дорисуй необходимые детали так, чтобы получились предметы.Дополнительные вопросы: На что похож квадрат? Какой предмет напоминает?

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие воображения, внимания, мышления.

А он не откликается.

Развитие:

Оборудование: карточки с заданиями «Вычеркни лишнюю фигуру», «Скопируй точки», загадка.

1. Упражнение «Вычеркни лишнюю фигуру»

Развитие внимания, логического мышления Вычеркни лишнюю фигуру.

Развитие воображения, внимания, творческого мышления.

Преврати геометрические фигуры в какие-нибудь предметы. Дорисуй необходимые детали. Используй цветные карандаши, фломастеры, краски.

3. Упражнение «Скопируй точки».

Развивать произвольное внимание. Заполни пустую таблицу точками в соответствии с образцом.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие воображения, внимания, мышления.

Тот и слёзы проливает.

Развитие:

слухового и произвольного внимания;

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Соедини точки и скопируй узор», Классификация геометрических фигур», загадка.

1. Упражнение «Нарисуй и зачеркни».

Развитие слухового внимания, логического мышления. Нарисуй два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркни третью фигуру.

2. Упражнение «Соедини точки и скопируй узор»»

Совершенствование графомоторных навыков. Соедини точки и скопируй узор.

3. Упражнение «Классификация геометрических фигур»

Развитие устойчивого внимания, активизация мыслительных процессов. Закрась одинаковые фигуры одинаковым цветом.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие воображения, творческого мышления, внимания.

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Развиваем логику», «Учимся копировать», «Дорисуй шарики», загадка.

1. Упражнение «Развиваем логику».

Развитие логического мышления, зрительного восприятия.

Расставь знаки так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.

2. Упражнение «Учимся копировать»

Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания. Внимательно рассмотри рисунок. Затем постарайся нарисовать такую же фигуру.

3. Упражнение «Дорисуй шарики»

Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать графомоторные навыки. Дорисуй картинку с шариками так, чтобы их получилось 6. Раскрась её.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие воображения, творчества.

На небе живет, светит в оконце –

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Дорисуй круг»,»Лабиринт», «Укрась салфетку», загадка.

1. Упражнение «Дорисуй круг».

Развитие творческого воображения, мышления, внимания.

Дорисуй круг. Добавь необходимые детали, так, чтобы получились предметы. Используй цветные карандаши, фломастеры или краски.

2. Упражнение «Лабиринт».

Развитие графомоторных навыков, зрительного восприятия.

Проведи аккуратную линию по лабиринту. Повтори рисунок.

3. Упражнение «Укрась салфетку»

Развитие внимания, закрепление цвета, развитие творчества. Нарисуй на салфетке разноцветные квадратики.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие творческого мышления, памяти, внимания.

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Нарисуй так же», сенсорная таблица, загадка.

1. Упражнение «Нарисуй так же»

Развитие зрительного восприятия

В пустых квадратах нарисуй точно такие же предметы.

2. Упражнение «Помоги мышке нарисовать предметы круглой формы» Развитие воображения, памяти.

Нарисуй четыре круга. Дорисуй необходимые детали так, чтобы получились предметы.Дополнительные вопросы: На что похож круг? Какой предмет напоминает?

3. Игра «Найди фигуру по адресу: второй ряд, третий столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.

Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.

Его весной и летом

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Развитие:

активизация мыслительных процессов;

графических навыков письма;

ориентировка на листе бумаги.

Оборудование: карточки с заданиями «Штриховка», сенсорная таблица, загадка.

1. Упражнение «Штриховка».

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, сенсомоторной координации.

Заштрихуй домики, как показано.

2. Игра «Найди фигуру по адресу: пятый ряд, четвертый столбец».

Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.

Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).

3. Отгадай и нарисуй.

Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.

Развитие:

графических навыков письма;

ориентировка на листе бумаги.

Оборудование: карточки с заданиями «Одинаковые фигуры», «Раскрась предметы».

1. Упражнение «Одинаковые фигуры»

Развитие внимания, наблюдательности, зрительного восприятия, логического мышления.

Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.

2. Упражнение «Закончи предложение»

Развитие связной речи, логического и образного мышления, внимания.

Послушай и закончи предложение.

3. Упражнение «Раскрась предметы».

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания. Раскрась предметы. Назови первый звук в каждом слове.

4. Упражнение. Рисуем предметы по форме.

Развитие внимания, памяти, воображения. Нарисуй, какие предметы похожи на треугольник.

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Продолжи узор», «Какие фигуры нарисовал художник», «Светофор»,сенсорная таблица.

1. Упражнение «Продолжи узор».

Развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, графических навыков письма.

Продолжи узор до конца строки.

2. Игра «Найди фигуру по адресу: первый ряд, шестой столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.

Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).

3. Упражнение «Угадай, что изображено на этом рисунке»?

Развитие внимания, зрительного восприятия, графомоторных навыков. Раскрась сначала прямоугольники желтым цветом, затем оставшиеся четырехугольники – зеленым, а треугольники – синим. Скажи, что изображено на этом рисунке.

4. Упражнение «Светофор»

Развитие внимания, сенсорного и зрительного восприятия, памяти. Раскрась треугольники в цвета светофора.

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Нарисуй так же», «Штриховка», методика Н. Гуткиной «Домик», загадка.

1. Упражнение «Расставь значки»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Расставь по образцу значки в геометрических фигурах.

2. Упражнение «Дорисуй предметы»

3. Упражнение «Штриховка».

Развитие сенсомоторной координации, зрительного восприятия, внимания.

Заштрихуй левую половинку треугольника с наклоном вправо, а правую – с наклоном влево.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.

Развитие:

графических навыков письма.

Оборудование: карточки с заданиями «Штриховка», «Закрась правильно», сенсорная таблица, загадка.

1. Упражнение «Кто что любит»?

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Ответь на вопрос: Какие продукты выберут эти животные?

2. Игра «Найди фигуру по адресу: седьмой ряд, третий столбец». Развитие слухового и зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги. Работа с сенсорной таблицей.

Раскрась фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу).

3. Упражнение «Штриховка»

Развитие внимания, зрительного восприятия, графомоторных навыков.

Выполни штриховку фигур в направлении, показанном стрелками.

4. Отгадай и нарисуй.

Развитие творческого мышления, памяти, внимания, сенсомоторной координации.

Три стороны. Вот и я.

5. Упражнение «Найди отличия»

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Найди отличия у двух картинок. Раскрась картинки.

Педагог-психолог Голотвина Татьяна Владимировна

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Источник

КОМПИЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ* Использование компилятивной полидидактической технологии обучения «РАЗВИВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧИМ МЫСЛИТЬ, СЛУШАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР» (мастер-класс по биологии)

Компилятивный подход в обучении *

Использование компилятивной
полидидактической технологии обучения
«Развиваем самостоятельность,
учим мыслить, слушать, делать выбор»
(мастер-класс по биологии)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Ребенок пришел в школу учиться – приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чем узнает. Но современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Однако очень часто учащиеся не способны применить свои знания для решения той или иной практической задачи. Причин здесь много, и одна из них заключается в использовании многие годы пассивных форм обучения, направленных в основном на усвоение учебного материала и его воспроизведение, когда ученик выступает в форме пассивного объекта обучения. Очень хорошо об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

Учителю, обладающему задатками эмоциональности и красноречия, очень трудно на первых порах отказаться от своей активной роли в обучении. Но вскоре становится понятно, что ученики, слушая как завороженные, превращаются в пассивных слушателей, жаждущих всё новой и новой интересной информации. В таких случаях редко бывают проблемы с дисциплиной и работой на уроке, но желаемые результаты обучения не достигаются. Тогда имеет смысл перейти от традиционной монологической информационной системы обучения к диалогу и полилогу, к созданию условий для развития творческого потенциала, поиска совместного решения проблем, самостоятельного добывания новых знаний; от усвоения новых форм знаний к процессу формирования умения самостоятельно принимать решения, жить в условиях выбора и нести ответственность за свой выбор.

Необходимо помогать ученику сделать свой выбор, для чего проводится работа с целями каждого ребенка. Цели не привносятся извне, а вырабатываются, уточняются, формулируются совместно с учениками как на урок (микроцели), так и на четверть, год (на перспективу). Таким образом, ученик становится субъектом выработки норм и требований совместного обучения в сотрудничестве и определения путей достижения поставленных целей, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития личности каждого.

Так, например, вводя в учебно-воспитательный процесс ту или иную инновацию, необходимо осведомить об этом учащихся, объяснить им все «правила игры», план действий, желаемый результат деятельности, сообщить о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели, которые учащиеся могут выбрать по своим возможностям, способностям, интересам. Каждый ученик может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа и уровня обучения к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетенции.

В своей педагогической деятельности учитель может использовать так называемую компилятивную полидидактическую технологию, которая объединяет, интегрирует целый ряд элементов различных ведущих монотехнологий, находки различных авторов и приемы, способы совершенствования механизмов развития интеллектуального потенциала учащихся (памяти, внимания, мышления), разработанные учителем.

Наукой твердо установлено, что в умственном развитии человека известную роль играют природные задатки. Но определяющим в развитии умственных способностей человека является его общение с людьми и деятельность, особенно учебная.

Хорошо развитый ум отличается, прежде всего, быстрым и легким «схватыванием» и запоминанием учебного материала.

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять, ведь «каждый слышит лишь то, что понимает» (И. Гёте).

Следующий признак – гибкость ума – умение быстро переключаться с одной операции на другую, находить неожиданное решение вопроса, сконцентрировав для этого все знания и опыт.

Психолог К. К. Платонов так характеризует качества ума: «Активность и критичность мышления определяют инициативность. Инициативность в сочетании с быстротой и широтой мышления – сообразительность. А сообразительность в соединении с особым качеством памяти – ее готовностью – мы называем находчивостью…».

Только тогда, когда ученик становится не объектом, а субъектом воспитания, когда осуществляется активная личностная включенность каждого учащегося в процесс мышления, можно развивать и его инициативность, и сообразительность, и находчивость.

В своей педагогической деятельности можно использовать такие концепции и технологии, как теорию развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); теорию поэтапного формирования умственных действий (Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин); теорию саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко); технологию развития критического мышления (Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл) и многие другие ведущие технологии, способствующие формированию интеллектуального потенциала учащихся.

Но сколько бы ни было таких технологий, рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель этот вопрос решает сам, апробируя, перерабатывая, дополняя, пропуская их через собственную призму взглядов, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся, родителей, образовательного учреждения.

Работая со старшеклассниками, всегда кажется, что это совсем взрослые люди, имеющие к концу 10–11 класса уже достаточный опыт умственной работы, и интеллектуальные навыки у них совершенствуются сами собой.

Но дальнейшая работа и пристальное наблюдение убеждают в обратном. При проверке степени сформированности некоторых приемов умственного труда у старшеклассников выясняется, что умение логического мышления у них не на высоте. Добросовестно выучив содержание материала, большинство из них не могут применить эти знания в новой ситуации, все время пытаются восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждают сбивчиво и нелогично. На уроке с использованием лекции учащиеся не могут одновременно следить за логикой изложения материала учителем и кратко, четко формулировать и записывать ее основные положения. Во время прослушивания лекции они направляют все усилия на быстрое, механическое записывание ее текста и, как правило, не пытаются вникнуть в содержание материала, понять основные мысли и положения; оформляют конспект так, что он не может в дальнейшем стать помощником в учебе. Учащиеся даже выпускных классов не могут самостоятельно и эффективно работать с учебником. Становится очевидным, что с уроков большинство учащихся уносят обрывочные знания. Дома при подготовке к урокам они также неумело работают над устным домашним заданием (читают несколько раз, пока не запоминают содержание), не соблюдают порядка выполнения письменных работ (не выучив и не разобравшись в теории, выполняют письменные задания).

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что одной из главных причин невысокой успеваемости учащихся является их неумение организовать учебный труд, неумение учиться. Это служит импульсом к серьезному поиску системы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, умений логического мышления и определяет тему по самообразованию: «Совершенствование механизмов развития интеллектуального потенциала учащихся в учебно-образовательном процессе».

Для претворения в жизнь этих замыслов необходимо создать специальное руководство, состоящее из ориентиров, которыми должны пользоваться учащиеся в процессе овладения определенными умениями. Например, программу действий по выработке умения правильно слушать учителя, конспектировать текст, осуществлять анализ, синтез, сравнение и т. д.

Работая над этим вопросом, можно обратиться к литературе по психологии, методическим журналам и рассмотреть материал о том, как правильно осуществлять те или иные мыслительные операции. Собрав эту информацию вместе, можно получить краткий справочник-путеводитель по научной организации труда, формированию интеллектуальных умений и навыков учащихся.

С первого же урока необходимо начать работать над формированием наиболее простых и, казалось бы, знакомых учащимся общеучебных умений – слушать и правильно составлять конспект.

Постепенно учащиеся подводятся к выводу: «Как слушал, так и услышал. Как услышал, так и понял. Как понял, так и усвоил. Не усвоил, значит не понял. Не понял, значит не услышал. А не услышал, значит не слушал».

Слушать – одновременно значит и понимать, и запоминать, и выделять главное, и вести записи в тетрадях, поэтому уже на первом уроке начинается обучение рациональным приемам записи прослушанного. Происходит знакомство учеников с различными видами конспектов и технологий их составления, обращается внимание на необходимость компактного и краткого их написания, на различные выделения, разграничения и отступы, на сокращения и рациональное расположение в тетради. Такая работа по составлению планов, тематических, цитатных, схематических и других конспектов лежит в основе развития многих интеллектуальных умений и навыков учащихся. Вовремя и правильно сформированные умения и навыки – это основное условие успешного продвижения учащихся в обучении, эффективное средство самостоятельной творческой деятельности.

Образно и емко связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так: «Умения – это знания в действии». Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений. Знания потому и действенны, что через умения они находят свое практическое применение.

Умения формируются на основе учебных приемов: наблюдения, описания, эксперимента, сравнения, анализа, синтеза, составления схем, классификации, обобщения, оценки и др.

Формирование учебных умений складывается из трех этапов:

1. Введение приема (способа действий по инструкции, алгоритму).

2. Закрепление способа действий (упражнения в выполнении приема).

3. Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приема в новых ситуациях).

Например, при изучении в 5 классе темы «Солнечная система, ее состав» можно ввести такой прием, как составление схем. На первом этапе строится простая схема:

На следующем уроке проводится закрепление способа действий. Подробно знакомясь с небесными телами, учащимся предлагается после изучения темы составить более полную схему строения Солнечной системы.

На третьем уроке, продолжая знакомиться с таинственными соседями Солнца, учащимся предлагается закончить схему строения солнечной системы и сравнить ее со схемой Н. Коперника:

Например, в 8 классе при изучении темы «Иммунитет и его виды» учащимся предлагается свернуть текст в схему, а при проверке знаний учащихся на следующем уроке – заполнить «немую» схему:

В зависимости от уровня успешности обучения учащимся предлагается заполнить схему самостоятельно или при помощи ключевых слов:

1) врожденный; 7) наследственный;

2) искусственный; 8) с молоком матери;

3) пассивный; 9) после болезни;

4) приобретенный; 10) вакцина;

5) естественный; 11) сыворотка.

Исходное событие для начального этапа формирования интеллектуальных умений – чтение учебной литературы, беглое и осмысленное, что в значительной мере способствует развитию и учебных умений, и творческой активности учащихся.

В процессе обучения чтению формируются такие навыки, как:

 читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;

 структурировать текст (наиболее трудное для формирования умение) ;

 привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;

 применять справочную, научно-популярную литературу, периодическую печать;

 определять предмет изучения;

 выделять основные понятия;

 устанавливать связи данных понятий с ранее изученными понятиями;

 устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями параграфа, главы;

 выделять главные идеи текста.

К параграфам учебников наиболее распространены вопросы, требующие простого воспроизведения знаний: как называется? Где находится? Что такое? Это вопросы, формирующие мыслительные навыки низкого уровня: знание, понимание, применение. При формировании мыслительных операций высокого уровня (анализ, синтез, сравнение) предлагаются учащимся синонимический ряд вопросительных слов, структура вопроса-суждения и ключевые слова, формирующие эти навыки.

Синонимический ряд вопросительных слов:

ВОПРОС. ПЕРВОЕ ГЛАГОЛ- ВТОРОЕ

СЛОВО ПОНЯТИЕ СВЯЗКА ПОНЯТИЕ

Ключевые слова, которые предлагают
мыслительные операции высокого уровня

Анализ: по сравнению с. ; по большей части. ; с другой стороны. ; интересен вопрос о. ; отсюда логически следует. ; является оборотной стороной. ; подобным образом. ; в отличие от.

Например : как доказать, что количество хромосом, в отличие от хромосомного набора, не является видоспецифичным признаком организма?

Синтез: предположим. составим. вероятно. представить себе. наоборот. что если. я предвижу. что касается. хотелось бы знать.

Оценка: почему. представляется неуместным. согласно одной из точек зрения. самое лучшее. хуже всего. если. то. иначе.

Так, работая по технологии развития критического мышления, которую предложили в середине 90-х годов американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл, можно дополнить ее своими методами и приемами, способствующими развитию умственной одаренности учащихся.

Умственная одаренность (УО) – это «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособиться к новым задачам и условиям жизни». Связь между УО и успеваемостью не так тесна и однозначна. Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов (памяти, внимания, прилежания и др.). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты даже там, где УО невелика, поэтому необходимо моделировать учебную деятельность так, чтобы ребенок мог максимально самореализоваться.

Например, в 7 классе изучение нового материала большинства тем идет на опережающей основе, а не традиционным путем.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом по учебникам или рекомендованной научно-популярной литературе. Работая над его осмыслением, учащиеся делают пометки:

 – мне это уже известно;

? – не понял, требуется помощь;

! – мне это интересно, хочу знать больше.

После такой работы с материалом учащиеся заполняют таблицу, состоящую из трех граф:

Кроме этого, учащиеся по своему усмотрению, на выбор, составляют в тетради план-конспект, делают схемы, составляют вопросы, что способствует более успешному осмыслению нового материала. Перед следующим уроком учащиеся заполняют таблицу готовности по пятибалльной шкале:

5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать проблемы.

4 балла – я готов к работе.

3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

(Баллов «2» и «1» нет по психологическим причинам.)

Проверить объективность выставляемой самооценки помогает такой прием, как элемент новизны. Учащимся предлагается краткое изложение изученного материала с элементами нового, углубленного изучения данного вопроса. По ходу прочтения текста учащиеся в тетради отмечают тот материал, который в учебнике не излагается. Обсуждение результатов такой работы помогает сделать более точное и достоверное представление о готовности ребят к уроку, расширить их кругозор и привлечь внимание учащихся к данной теме. Это можно проводить в качестве первичного закрепления и контроля знаний после самостоятельного изучения темы или в ходе обобщения и итоговой проверки знаний учащихся. Ученики, которые оценили себя на «3» получают помощь на уроке при взаимопроверке (диалог в парах) от более успешных по этому вопросу учащихся, оценивших себя на «4» и «5». Если такая помощь учащимся недостаточна, то в качестве консультанта подключается учитель по ходу урока или на индивидуальных занятиях после уроков. В результате такой работы к концу урока самооценка учащихся повышается.

Чтобы оценить результат своей деятельности, ученику необходимо соотнести его с нормой, стандартом, увидеть, хуже он или лучше того, что получалось у него раньше или получается у других учащихся, а также присвоить предписываемые причины происходящего самому себе (это результат усилий педагога) или внешним факторам (помешали или помогли внешние обстоятельства). При самооценке учащиеся используют:

а) индивидуальную норму – сравнение результата своей деятельности с предшествующими достижениями: «Сегодня у меня получилось лучше, чем вчера»;

б) социальную норму – сравнение своих успехов с успехами других учащихся.

Индивидуальная норма оценивания позволяет переживать свой успех при малейшем улучшении деятельности, что укрепляет чувство компетентности и ответственности, повышает самоуважение учащихся и мотивацию к обучению.

Приучая учащихся к самостоятельному добыванию знаний, самоанализу и самооценке своей деятельности, учителю необходимо стараться играть роль путеводителя, наставника, консультанта, а не прямого источника знаний. Опираясь на субъективный опыт и знания учеников, добытые самостоятельно в силу интересов, возможностей и способностей, совместно с учениками учитель обобщает эти знания, систематизирует, научно «окультуривает».

Благодаря такой работе создается возможность сэкономить время урока на известном учащимся материале и сделать акцент на новом, непонятном для учащихся, но необходимом для дальнейшего изучения последующих тем.

1) резко возрастает тревожность среди учащихся, идет естественное сопротивление инновации; из-за увеличения объема работы, изменения привычного метода работы при изучении новой темы и подготовки домашнего задания, удовлетворенность результатом работы снижается и продолжает падать какое-то время;

2) наблюдается формальное снижение успеваемости у большинства учащихся в силу тех обстоятельств, что значительно увеличивается доля самостоятельной работы, навыками которой они пока не обладают или обладают недостаточно, а так же по другим причинам;

3) возрастает утомляемость учащихся, так как они еще не адаптировались к перегрузкам, связанными с требованиями технологии;

4) может увеличиться проявление конфликтности.

К этим нежелательным моментам надо быть готовым, так как они могут быть более или менее длительными в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и степени выработки у них общеучебных знаний, умений и навыков.

В ходе учебно-воспитательного процесса формируются и диагностируются 4 группы ОУУН:

мыслительные ОУУН (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей (логика), умение обобщать, делать выводы );

информационные ОУУН (умение «сворачивать» информацию от текста к таблице, схеме, рисунку; умение «разворачивать» информацию – описать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т. д.);

коммуникативные ОУУН (умение работать в группе, в паре, грамотная устная речь);

организационные ОУУН (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, составлять конспект, план, навыки самопроверки и самооценки).

Уровень всех ОУУН, кроме мыслительных, определяется путем наблюдения, оценивания их по бальной системе:

0 – навык не сформирован;

1 – навык недостаточно сформирован;

2 – навык сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения.

Например, критерии оценки навыка грамотной устой речи следующие:

– пересказ по наводящим вопросам (0);

– пересказ по плану, опорной схеме (1);

– самостоятельный пересказ текста (2).

Умение работать со «свернутой» информацией:

– не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0);

– видит зависимость в таблице, схеме, графике (1);

– умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, схеме, графику (2).

Например, развитие умений и навыков само-, взаимопроверки и оценки знаний осуществляется следующим образом. Перед уроком каждому учащемуся предлагается объективно оценить свою готовность к уроку и выставить оценку в свою тетрадь. Затем необходимо провести взаимопроверку знаний по теме, работая в парах, когда один из учеников выступает в роли учителя, а другой – в роли ученика. Оценивая друг друга, учащиеся выставляют в тетрадь полученные оценки. На следующем этапе урока проводится срезовая работа, учитывающая индивидуальные психофизиологические особенности и уровень успешности обучения каждого учащегося. В результате, ученик получает еще одну оценку. Оценивая учащихся, нужно стараться соотносить успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе, хвалить за малейшее продвижение в нужном направлении, поощрять за признание учеником своих ошибок.

Совпадение или несовпадение этих трех оценок свидетельствует об объективности оценочной деятельности учащихся.

Сформированность мыслительных ОУУН оценивается в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием (КМС – контрольно-методических срезов) и оценивается по пятибалльной системе. Первый КМС проводится до 15 сентября и определяет актуальный уровень обученности (АК).

При проведении текущих тематических КМС включаются задания, рассчитанные на формирование различных умений и навыков:

8) устанавливать причинно-следственные связи (логика);

10) формулировать вопрос;

Количество диагностируемых умений и их выбор определяются по усмотрению учителя в зависимости от темы, целей и структуры урока. Каждое умение ученика оценивается по 5-бальной системе. Общая сумма делится на количество проверяемых умений и получается итоговая оценка. Такая форма КМС помогает оказать ученикам дифференцированную помощь, развивая интеллектуальные умения через систему индивидуальных занятий.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • Компилируется что это такое в программировании
  • компилируется в программировании что это
  • Компилируемые языки программирования что это
  • Компилировать что это значит в программировании
  • компиз в линукс минт мате

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии