Что является необходимой частью рабочей программы предмета курса дисциплины

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Рабочие программы по отдельным предметам для ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

2. Пояснительная записка

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся»представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

6. Учебно-методические средства обучения

Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

Учебные программы по предметам православного компонента

(Авторские учебные программы)

Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.

Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.

Источник

Что является необходимой частью рабочей программы предмета курса дисциплины

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

2. Пояснительная записка.

3.Содержание рабочей программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3. Содержание рабочей программы

3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

— наименование темы (раздела);

— содержание учебного материала (дидактические единицы);

— требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

— перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

6. Календарно-тематический план

6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

— темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

— количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

— даты прохождения темы, раздела;

— виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Источник

Что является необходимой частью рабочей программы предмета курса дисциплины

Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.

Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

С другой стороны, рабочая программа учебного курса должна стать тем «настольным» документом для учителя, который конкретизирует предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный учитель в данных условиях сможет их достичь.

В соответствии с ФГОС НОО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебного курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.

Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:

Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.

При создании рабочей программы учитель должен опираться на

· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);

· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (разделы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», «Требования к структуре ООП»);

· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· Закон РФ «Об образовании» (ст атья 9 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ «Образовательные программы» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»).

Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.

1. Историческая справка

Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.

Понятие «Рабочая программа учебного курса» в прежнем нормативном поле не существовало. Это понятие не было закреплено ни в стандарте 2004 года, ни в действующей тогда редакции Закона РФ «Об образовании». Таким образом, учитель опирался в своей работе на примерную (типовую) программу, как на документ регламентирующий содержание программы учебного курса и не разрабатывал никаких отдельных документов.

В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.

Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.

Эта лекция поможет учителям осознать новое понятие «рабочая программа учебного курса» и соотнести его с уже устоявшимися понятиями учебных программ.

Учебная программа курса

В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.

· Примерные программы учебных курсов,

· Авторские программы учебных курсов,

· Рабочие программы учебных курсов

Примерная программа учебного курса.

По действующему в настоящий момент законодательству разработка примерной учебной программы курса относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования (ст. 28 п. 19. закона РФ «Об образовании»).

Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостности образовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.

Авторская программа учебного курса

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Рабочая программа учебного курса.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.

Важным замечанием о рабочей программе нам представляется то, что составляться она должна на весь период изучения курса (если курс рассчитан на 4 года обучения, значит, и рабочая программа должна быть составлена на 4 года обучения). Это положение объясняется тем, что важнейшим разделом рабочей программы является раздел «результаты освоения учебного курса». Очевидно, что этот раздел может быть разработан только с учетом всего периода изучения курса.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.

Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:

а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;

е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» на данный момент не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.

4. Структура рабочей программы

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).

Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.

Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

· общую характеристику учебного предмета, курса;

· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.

· планируемые результаты изучения курса;

· содержание учебного предмета по годам обучения;

· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);

· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· список литературы (основной и дополнительной);

· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист (приложение 1) должен содержать:

· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;

· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

· наименование учебного предмета (курса);

· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· срок реализации данной программы;

· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;

· год составления программы.

5. Порядок утверждения рабочей программы

Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

6. Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1. Выбрать авторскую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.

Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС

Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • Что является главной особенностью программных систем класса бухгалтерский конструктор
  • Что является вредоносной программой
  • Что явилось целеполаганием при переходе к программному бюджету
  • Что это такое windows communication foundation non http activation
  • Что это такое task host windows

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии