школа приемных родителей программа обучения

Школа приемных родителей. Рабочая программа

Программа реализуется в четыре этапа: диагностический, обучающий, аналитический и заключительный.
Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
На заключительном этапе проводится итоговая аттестация в форме тестирования с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей состоит из трех блоков и включает в себя 15 занятий общей продолжительностью 63 часа.
1. «Юридический блок»
2. «Психолого-педагогический блок»
3. «Медицинский блок»
Формы работы:
-групповая, индивидуальная, дистанционная;
Формы проведения занятий:
-лекции, мини-лекции;
-семинары-тренинги;
-«мозговой штурм»;
-ролевая игра;
-дискуссия;
-практическая работа.
Занятия ведет педагог-психолог. При необходимости, в зависимости от тематики занятий, привлекаются штатные работники и специалисты из других учреждений.
По результатам обучения слушателям Школы приемных родителей, которые успешно сдали итоговую аттестацию, выдается Свидетельство о прохождении курсов.
Группа формируется из кандидатов в замещающие родители не более 10 человек. Продолжительность занятий не менее 3 часов.
Срок реализации: 7 недель.

Цель и задачи программы
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Основными задачами являются:
— помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
— формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
— подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
— дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
— оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.

Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.
Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.

Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.
Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Тема 4. Особенности развития ребенка
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.
Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Роль сотрудничества членов семей, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.

Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.

Оглавление
Пояснительная записка
Содержание программы
Цель и задачи программы
Учебный план
Темы программы
Ожидаемы результаты
Список литературы

Источник

Как пройти подготовку приемного родителя

1. Кому нужно проходить обучение в школе приемных родителей?

Пройти обучение в школе приемных родителей обязаны те, кто собирается:

Отказаться от прохождения обучения могут только близкие родственники сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), отчимы и мачехи (если собираются усыновить пасынка или падчерицу), а также те, кто уже является опекуном, попечителем или усыновителем (при условии, что опека и усыновление не отменены).

2. Чему учат в школе и как проходит обучение?

В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

В случае пропуска более 20% занятий, изучить непройденный материал возможно с последующими группами.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Если она успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.

3. Как выбрать школу и записаться в нее?

Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) в Москве проводят уполномоченные органами опеки школы.

Записаться в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации, можно на сайте «Моя новая семья». При отсутствии свободных мест можно записаться в лист ожидания. Специалисты сообщат об открытии новой записи по оставленным контактам.

4. Что такое психологическое обследование?

В школах приемных родителей проводят психологическое обследование желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сделать это могут только с письменного согласия обучающегося.

Также с письменного согласия обучающегося может быть проведена социально-психологическая диагностика возможностей его семьи осуществлять замещающую семейную заботу. Основанием для прохождения такой диагностики является письменное заявление обучающегося (в свободной форме). По результатам социально-психологической диагностики выдается заключение.

Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.

Источник

Что нужно знать о Школе приемных родителей

Те, кто только собирается встать на путь приемного родительства, начинают его с обучения в ШПР — Школе приемных родителей. Многие на первых порах приходят сюда только потому, что это необходимая в процессе подготовки к приему ребенка в семью процедура. Но потом признаются: всю пользу Школы они осознают уже в процессе обучения, а на занятиях получают гораздо больше, чем ожидали. Как проходит обучение родительству, рассказывает специалист Центра содействия семейному воспитанию «Соколенок», ведущая Школы приемных родителей Елена Терпенова.

Загадочная аббревиатура

«ШПР — это тренинг, цель которого — помочь кандидатам понять, готовы ли они стать приемными родителями. Два месяца подготовки становятся важным жизненным этапом вне зависимости от того, примет потом семья ребенка на воспитание или нет, — говорит Елена Терпенова.На завершающих курс встречах мы часто видим, как меняется восприятие участников программы. Они говорят, что прохождение Школы не только очень многое изменило в их представлении о воспитании детей, но и сыграло большую роль в переосмыслении собственных поступков и их мотивов, позволило гораздо лучше осознать, зачем они сейчас здесь».

Часто психологи предлагают кандидатам проходить обучение вместе с супругом или супругой. Если в семье есть дети подросткового возраста, то и они тоже могут быть вовлечены в некоторые упражнения. Это нужно для того, чтобы выяснить, насколько все члены семьи готовы к приходу приемного ребенка.

«Ведь предстоящие изменения будут касаться всех членов семьи, и для всех это точно будет не самый простой период жизни», — продолжает специалист.

В любом случае результатом прохождения обучения в Школе приемных родителей становится понимание кандидатами всего процесса принятия в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, — от сбора документов до всех нюансов жизни с ребенком на разных этапах его взросления.

Что считать хорошим результатом?

Работа специалистов ШПР заключается в том, чтобы дать кандидатам возможность понять и прожить последствия такого важного решения, как прием в семью ребенка. Может случиться так, что после занятий участник решает пока не брать ребенка, — и это такой же хороший результат, как и то, что человек ребенка в итоге принимает. Потому что лучше сразу объективно оценить свои силы, чем взять ребенка и не справиться. Возврат в учреждение — это всегда трагедия как для самого ребенка, так и для всех членов семьи, которые в дальнейшем будут жить с воспоминаниями об этом решении. Порой нужно просто отложить принятие важного решения на некоторое время.

«Главным результатом обучения в ШПР будет не свидетельство, а понимание собственной готовности к важному шагу. Понимание того, как поддержать себя и ребенка на прекрасном и непростом пути родительства», — говорит Елена Терпенова.

Как проходит обучение

Весь курс построен таким образом, чтобы участники с помощью упражнений и ролевых игр могли проиграть ситуации, с которыми, скорее всего, им придется столкнуться.

«Каждый теоретический блок мы подкрепляем практической частью, куда входят задания на рефлексию, упражнения в группах. Это помогает участникам соприкасаться с собственным опытом, оценивать свои силы и возможности в данной теме», − рассказывает Елена Терпенова.

Обучение позволяет кандидату узнать себя, исследовать тему ресурсов, сильных и слабых сторон. За короткие 15 встреч, которые проходят на протяжении двух месяцев, участники соприкасаются с весьма объемной темой. Кто-то из них через несколько лет станет в ней экспертом, воспитывая приемных детей, продолжая обучение и работу с психологами. Кто-то примет решение помогать сиротам другим способом, возможно, став волонтером. Кто-то отложит этот вопрос на некоторое время, но никто после обучения не уйдет равнодушным.

Подготовьтесь к подготовке

Подготовка в Школе приемных родителей, как и любое обучение, потребует времени и сил. Кроме тренингов, которые заявлены в расписании, придется выполнять домашние задания: читать статьи или книги, смотреть фильмы, заполнять тесты. Записываясь на курс, нужно учитывать и эти нюансы.

Также важно понимать, сколько времени потребуется, чтобы добраться до места занятий при очном обучении или до места, где можно спокойно, не отвлекаясь на другие дела, подключиться к дистанционной платформе. Опоздания не только снижают включенность в процесс обучения и отвлекают одногруппников, но и могут стать причиной отказа в выдаче свидетельства, так как пропуск более 20% занятий не позволяет считать курс пройденным.

Полезно почитать отзывы о той школе, в которую вы записываетесь, чтобы понимать, как проходят занятия.

«Ваша привычная жизнь примерно на два месяца станет немного другой, — говорит специалист. — В любом случае настраивайтесь на активную работу, программа всех школ простроена в виде тренинга, в котором много упражнений, игр и других интерактивных форм. Возможно, вам это покажется непривычным, непонятным, первое время даже раздражающим, но такая форма точно помогает понять и запомнить гораздо больше информации».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Школа приемных родителей

Школа приёмных родителей БФ «Арифметика добра» работает с марта 2016 года и ориентирована на подготовку кандидатов для приема в семью детей подросткового возраста. Блок, посвященный особенностям детей-подростков, является дополнительным к основной программе, а не замещающим его. Несмотря на то, что подростковый период — наиболее трудный для родителей и требует больше внутренних ресурсов для взаимодействия, дети такого возраста очень хотят в семью, остро нуждаются в любви, понимании и взрослом, который сможет открыть им мир и показать путь дальнейшего развития. Доверяя Вам себя, они запускают, а Вы открываете мощный стимул для развития.

ПОМОГАЕМ
СИРОТАМ

НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ

НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ

Текст соглашения загружается.

Работа наших специалистов направлена на то, чтобы сделать выбор приемных семей более осознанным. Занятия проходят в тренинговом формате. Главная задача такого формата работы – полное погружение в процесс.

В ШПР, кроме групповых занятий, есть индивидуальные консультации. На них ведущие дают обратную связь, которая позволяет кандидатам увидеть свои сильные и слабые стороны, а также риски и ресурсы семьи для принятия ребенка.

ШПР рекомендуется посещать супружеским парам совместно, т.к. процесс воспитания ребенка – это совместная слаженная работа двух родителей.

Все занятия и участие в мероприятиях бесплатны, слушатели получают сертификаты о прохождении ШПР государственного образца. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, фонда «Арифметика добра» соответствует требованиям Приказа ДТСЗН города Москвы, а свидетельство о прохождении подготовки соответствует требованию приказа Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2018 году наша Школа была удостоена высокой государственной награды «Крылья Аиста».

Наше участие в судьбе приемной семьи не заканчивается выдачей свидетельства ШПР. Мы помогаем кандидатам выбрать ребенка с учетом ресурсов семьи и максимально мягко пройти адаптацию и различные этапы взросления. Кандидаты уже на этапе обучения могут посещать Клуб приёмных семей, где можно познакомиться с опытными приемными родителями и их детьми, узнать об их опыте и получить поддержку. Оказывая такую поддержку, мы решаем важную задачу – предотвращаем возврат ребенка в сиротскую систему и помогаем построить крепкие и доверительные отношения в приемных семьях.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Не пропустите наши новые статьи:

  • школа воркаута программа тренировок
  • школа вожатых программа обучения
  • школа астрологии программа обучения
  • школа 1935 программа обучения
  • школа 1566 программа обучения

  • Операционные системы и программное обеспечение
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии